Царская семья как образ великой любви к Богу и к своему Отечеству и народу

В день почитания Православной Церковью Царственных страстотерпцев епископ Борисовский Вениамин обратился с проповедью к молящимся в храме в честь святых Царственных страстотерпцев в д. Юзефово Борисовского района:

«В Беларуси, России, Украине семья Царственных страстотерпцев особо чтится. Видимо, в виду того, что народ чувствует свой грех перед царским родом: грех отступления, измен, поношения и так далее, — то, о чем говорилось и в молитве, которую мы недавно прочитали. И те люди, которые больше знакомы с житием всего семейства, особенно стараются почтить их молитвами в тех храмах, которые освящены в воспоминание об их подвиге, их мученической кончине либо связаны тем или иным образом памятью с ними. Так чтут царя Николая с семейством святым в Могилеве, так чтут в России и на Украине, так и здесь, на этом месте, во множестве собирается народ с молитвой царю Николаю, его супруге и чадам, чтобы почтить их за особую любовь и добродетели.

То, что выпало на долю царя, трудно представить и невозможно понести простому смертному человеку. Обладая всей полнотой власти, самодержец всея России постепенно отдает эту власть людям, которые стремятся её захватить, причем делает это с болью в душе своей, осознавая, что лучше от этого не будет, осознавая, что от этого будет еще хуже России. Но и не отдавать эту власть он не мог, так как не хотел кровопролития, не хотел междоусобной брани. Два основных качества, которые были присущи царю Николаю наряду с другими многими добродетелями, — это великая любовь к Богу и любовь к своему Отечеству и народу. Движимый этой любовью, он позаботился о прославлении угодников Божиих: преподобного Серафима Саровского и святителя Иоанна Тобольского. Причем встречал многие препятствия на этом пути, в том числе и со стороны руководства Церкви, правящего Синода, который боялся, что скажут люди свободомыслящие, как они отнесутся к этому. То есть ориентировались не на волю Божию, чтобы её озвучивать для народа, а порой на мнение людей. Царь сам немало сделал, чтобы это прославление совершилось. И всем известно его трогательное паломничество со всем семейством наряду с другими простыми людьми в Саров к прославлению преподобного Серафима Саровского. Вскоре после этого прославления, через годы усердной молитвы царской четы, рождается царевич Алексий. И царь решает в душе своей оставить эту суетную жизнь и имеет тайное желание быть простым монахом. У него есть наследник, можно передать царство на попечение царице. С этой своей мыслью он обращается к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, испрашивая благословение на этот шаг. Но благословение не было дано. Спустя некоторое время царь предпринимает другой шаг: он имеет желание восстановить патриаршество на Руси и делает для этого со своей стороны шаги, — но также не был поддержан, не был понят. Русское общество к тому времени всё более и более заражалось тлетворным западным влиянием. Пришло веяние свободомыслия от так называемой французской революции. А по сути дела — веяние жизни свободной без Закона Божьего. Мысли о вседозволенности всё более распространялись в русском обществе. Царь видел всё это и всё, что от него зависело, предпринимал. Но не много было у него соратников. А те, на кого он опирался, всё чаще и чаще склонялись на сторону врага России и Церкви, и всё более и более царь чувствовал себя одиноким.

Как свидетельствуют историки, и масоны участвуют в этом заговоре, и иностранная разведка, и те страны, которые воевали в Первой мировой войне с Россией. Но, в принципе, не это было причиной падения России, крушения великого русского государства и свержения царя с престола. Причина коренилась в другом. Внешне общество развивалось и набирало всё большие и большие обороты, экономически возрастая, но в то же время чувствовалось какое-то духовное запустение, духовное расслабление. И один из проповедников, миссионеров конца девятнадцатого — начала двадцатого веков священномученик протоиерей Иоанн Восторгов с горечью вспоминал и говорил о том, что в начале двадцатого века, посещая глубинку России, зашел он в один их приходов под великий двунадесятый праздник и обратил внимание на то, что мало совершенно людей в храме. Хотя еще совсем недавно он наблюдал другое явление, другую картину. И он предупреждает, что если не изменится народ наш, если не пойдет в храм и не будет молиться и каяться, то Господь пошлет наказание и это наказание будет неминуемым. Это был 1914 год, незадолго до начала Первой мировой войны. Потом эти слова сбылись воочию, потому что действительно народ не нашел в себе силы в полноте покаяться и молиться.

И в наше время, порой рассматривая вот эти события, анализируя, отчего это произошло, люди говорят, что «масоны устроили» или еще кто-то виноват. Но ведь если бы народ молился, имел духовную бдительность, никакой враг бы его не одолел, тогда Божья благодать вразумляет людей, как преодолевать, побеждать и внешних, и внутренних врагов. И можно, оглянувшись на историю нашего Отечества, убедиться, что как только мы духовно слабели, враги внешние одолевали, одерживали победу, как только немощный народ каялся и начинал молиться, с усердием обращаться к Богу, всё менялось и одерживались победы тогда, когда их невозможно было ожидать.

И ныне мы вспоминаем царя Николая и всё святое семейство, вспоминаем, как произошло это ужасное событие, — крушение Российского государства и оставление царем, по сути дела вынуждение его к отречению поведением всего русского народа, а точнее верхушки его. И низы, которые не имели доступа к царю, под влиянием людей-недоброжелателей принимали неправильное учение, и уже по-другому относились к царю. А те, кто общался с царем и знал его как человека добродетельно святой жизни, оставались в меньшинстве.

Мы вспоминаем и удивляемся, как эта семья, больше в которой было женщин, немощных и хрупких созданий, мужественно проживала последние дни своей жизни, сознавая, что ничего доброго уже им не приходится ожидать. Будучи царского достоинства, они не могли даже к окну подойти: когда одна из дочерей царя подошла к окну, то прозвучал выстрел — предупреждение от часового; у царевича Алексия, который играл с игрушечным ружьем, забрали его под предлогом того, что нельзя иметь оружие в Царской семье, и множество других случаев… Царь мужественно это всё переносил и из любви к России, к своему народу никогда не отзывался с каким-то уничижением или с обидой в отношении будь то временного правительства или тех, кто окружал и содержал их взаперти. Он предавал себя в волю Божию и мужественно нес свой крест по примеру святого праведного Иова, в день которого Николай II родился на этот свет. И более того, принял даже мученическую кончину. Ведь, по сути дела, было совершено ритуальное убийство.

Вспоминая царя, мы молимся ему и просим, чтобы по его молитвам и молитвам всего семейства возродилась Святая Русь. Пусть не так экономически, пусть не так масштабно, но духовно, чтобы возродилась и набрала силу, чтобы более было прославляемо имя Божие и Его святых угодников. Каждый для этого может принести свой вклад не только молитвой, но и подражанием святому семейству в их чистоте, простоте, глубокой вере, мужестве, творении добрых дел и так далее.

Богу же нашему да будет слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!»

Пресс-служба епископа Борисовского Вениамина

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY