Суббота, 27 апреля
Shadow

«Будем стремиться к тому, чтобы видеть волю Господню в нашей повседневной жизни», епископ Борисовский Вениамин

sobor17febrare35Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как произошла встреча Христа с Закхеем. Закхей — мытарь, имя нарицательно, известное всем христианам. Все христиане, знакомые со Святым Евангелием, знают о том, что мытари — это люди, отверженные Богом и своими соотечественниками. Это связано с тем, что во времена Римской Империи Иудея попала под владычество римского императора и как подвластная страна, в знак своей зависимости от властителя должна была платить подать кесарю. Это было унизительно для богоизбранного народа, который полагал себя наследником Божиих обетований и считал, что должен управляться самим Богом. Но, как мы знаем, за грехи, за уклонение от правильного пути понес вот это наказание Божье. В Римской Империи были специальные люди, которые собирали подать, — сословие всадников. В Иудее же эти обязанности выполняли сами иудеи, которые избирались из числа народа. Естественно, они вызывали ненависть своих сограждан, как взиматели незаконной дани. К тому же они часто поступали несправедливо, потому что отпадение от своего народа, предательство ему они хотели восполнить достатком имущественным. И поэтому порой взимали подать большую, чем это надлежало. Из-за этого справедливо были ненавидимы и презираемы в своем народе. И вот этот человек, кроме всего прочего, был начальником всех мытарей. Своим образом жизни, своей несправедливостью, своей жестокостью и своим умением получить сверх того, что должно, и собрать вовремя налоги, он заслужил то, что был поставлен руководителем над прочими мытарями. И вот этот человек услышал, что пришел на землю Человек, Которого именуют Мессией, Спасителем мира, Который творит великие, чудные дела. И вот этот человек — Закхей, — который отрекся и от народа своего, по сути дела, и от веры, от веры в грядущего Мессию, когда услышал о Христе Спасителе, в сердце его происходит некая перемена. И он ищет увидеть Этого Человека любым способом. Казалось бы, что эта встреча может ему принести, если Христос действительно Мессия, Спаситель мира и пришел к Своему народу, чтобы воцариться над ним и установить всемирное царство Мессии, то какая польза от этого Закхею? Ведь он отрекся и от народа своего и от Мессии, потому что стал служить временным правителям, попирая отечественные законы и притесняя свой народ. Если же Христос не Мессия, то тогда можно спокойно Закхею жить и наслаждаться, хотя бы сейчас теми земными благами, которые у него в руках, которые обильно к нему текут. Но он ни первое, ни второе решение не принимает. Он желает видеть Христа любыми возможными способами. Ради этого он, отвергнув всякое стеснение и стыд, он, начальник мытарей, взбирается на дерево, чтобы видеть Христа. И он своими глазами, взглянув на Христа, встретился с глазами Спасителя. Любовь, Божественная Любовь коснулась и проникла до глубины его сердца. Мы видим глубину падения Закхея: отверженный Богом и людьми, казалось бы, падший во глубину зол, отринувший все нравственные принципы. Мы видим и глубину милосердия Божия, которое из глубины вот этого падения восставляет Закхея, и Христос являет милосердие всему народу Иудейскому и нам, всем христианам. И взывая к Закхею, этому отверженному грешнику, говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Господь не стыдится зайти в дом презираемого иными человека. Он не боится мнения других людей, Он творит волю Пославшего Его Отца, научая нас тому, о чем позднее скажет Павел: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. … Судия же мне Господь». Тем самым апостол Павел говорит, что христиане должны ориентироваться на то, что угодно Богу, и исполнять это со всем усердием и тщанием.

Так произошла благая перемена в сердце Закхея-мытаря, и он через общение с Божественным Спасителем принимает решение исправить свой грех и за все обиды и притеснения, нанесенные своему народу, отдать соответствующее воздаяние, тем самым заглаживая свою вину.

В эти праздничные дни мы вспоминаем также встречу со Христом святых праведных старца Симеона и пророчицы Анны. В иудейском храме в Иерусалиме множество было народа, но, по сути, два человека увидели Христа, Спасителя мира, принесенного Его Пречистой и Преблагословенной Матерью Девой Марией. Все скопление народа не узнало, не увидело своего Творца, только удивлялось тому, как необычно приветствуют всеми почитаемый старец Симеон и старица Анна такое семейство, мало значащее в глазах прочих людей: бедное, которое не может принести даже, как подобает, двух агнцев, а приносят только двух птенцов голубиных в жертву Богу.

Итак, мы вспоминаем встречу Христа с Закхеем-мытарем, с праведным Симеоном и Анной. Господь и с нами встречается в нашей жизни. И Он обращается к каждому из нас и говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Ко всем Господь обращается, не только к христианам, а и к людям иной веры, неправославной. Не только к христианам, но даже и к язычникам. Но беда в том, что не всегда мы слышим голос совести своей, голос Божий, вещающий нам, душе нашей, и не всегда мы поступаем так, как поступал вот этот Закхей-мытарь, который хотел увидеть Христа, встретить Мессию, не заботясь о том, что будет после этого. Божья благодать и влекла его ко Христу.

Будем же и мы стремиться к тому, чтобы видеть волю Господню в нашей повседневной жизни, чувствовать ее всем сердцем и исполнять ее, подражая святым угодникам Божиим и Закхею-мытарю, который, по преданию церковному, стал спутником апостола Петра и принял мученическую кончину.

Богу же нашему будет слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Спасение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *