Среда, 28 сентября
Shadow

Суббота Акафиста

Каждому православному христианину хорошо известно, что во время Великого Поста, по давно сложившейся церковной традиции, не читаются акафисты ни в Церкви, ни дома. Ибо акафист является чтением радостным и торжественным, в котором прославляются Господь Иисус Христос, Божия Матерь и святые. А пост —  есть время раскаяния и плача. И все великопостное богослужение настраивает верующего человека на покаянный лад, на сострадательное Господу Христу чувство.

И лишь в субботу пятой седмицы Великого Поста, после долгих недель суровых постовых служб, поклонов и покаянных молитв, богослужение этого постного периода озаряется особой радостной службой, которая именуется «Похвалой Пресвятой Богородицы» или «Субботой Акафиста».

Это весьма радостный и добрый праздник, являющийся первой вестью о грядущей Пасхе, об окончании Великого поста, и который ожидается верующим народом с особым умилением. Богослужение этого дня особое. В этот праздник Церковь совершает дивный гимн (акафист) в честь Божией Матери.

Поводом к установлению данного праздника послужило чудо избавления града Константинополя от нападения аваров и персов в 626 году по молитвам Пресвятой Богородицы. Вот как об этом сообщается в «Православной богословской энциклопедии»:

«В то время, как мириады аваров и персов окружили со всех сторон Царьград, патриарх Сергий с иконами Богородицы, Спасителя и Древом Креста обходил с народом стены города и убеждал граждан не падать духом, пророчески уверяя, что Необоримая Заступница скоро низложит врагов»[1].

Богоматерь откликнулась на просьбы молящихся, и в очередной раз показала свою помощь. На море внезапно поднялась страшная буря, которая потопила вражеские суда. Победа оказалось такой неожиданной, что у народа не было сомнений, что чудо это могло совершиться только силой и милосердием Пресвятой Девы.

В благодарность Пречистой Богородице верующий народ всю ночь воспевал во Влахернском храме победную, неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице».

Акафист Пресвятой Богородице, читающийся в этот день – самый древний и единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Он написан в 7 веке, а его автором, по мнению большинства исследователей, является диакон великой Константинопольской церкви Георгий Писида. Данный акафист послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников.

Свое наименование данное произведение получило от того, что спасенные верующие воспевали песнь Матери Божией стоя. Отсюда и название: «Акафист» – «неседальная песнь»!

В 9 веке акафист был внесен в богослужение субботы пятой седмицы Великого поста, и вот уже долгое время является любимым чтением верующего народа.  

Состоит акафист из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается «Аллилуия», каждый икос — приветствием архангела Гавриила «Радуйся…».

Говоря о содержании акафиста, следует сказать, что основной его темой является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Акафист так полюбился верующим народом, что на его тему написано множество икон «Похвала Богородице», а также в честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».

В духовной жизни православного христианина день «Похвалы Божией Матери», празднуемый в Великом посту, имеет огромное значение. Ибо Великий пост – это время молитвенных подвигов, время воздержания и борьбы со страстями. И в это продолжительное время верующий может легко пасть духом и изнемочь телом. И для того чтобы этого не произошло, Святая Церковь, как любящая и заботящаяся Мать, поддерживает своих верных чад, и напоминает каждому о предстательстве и заступничестве Божией Матери.

[1] Православная богословская энциклопедия. Т. 2. Петроград, 1901. – С. 377.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.