Понедельник, 6 мая
Shadow

Рождество нашего Господа Иисуса Христа

Установление празднества

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью торжественный праздник.

В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта).

На день Рождества Христова 25 декабря (7 января) во II столетии указывает святитель Климент Александрийский.

В III веке о празднике Рождества Христова говорит святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея.

Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, 20000 никомидийских христиан были сожжены в храме в праздник Рождества Христова.

В IV веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, о празднике Рождества Христова поучают святые отцы Вселенской Церкви. Так, святитель Иоанн Златоуст в своем слове в 385 году называет праздник Рождества Христова древним и очень древним.

В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм.

В кодексах Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.

В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения

Однако же, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6(19) января, под общим именем Богоявления.

Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3, 23).

Святитель Григорий Богослов пишет: «праздник Богоявления, или Рождества; ибо так и иначе называется день сей, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человекам через рождение. Он — Бог, как Сущий и Присносущный от Присносущного, превысший вины и слова (потому что нет слова, которое было бы выше Слова); и Он является ради нас, родившись впоследствии, чтобы Тот, Кто даровал бытие, даровал и благобытие, лучше же сказать, чтобы мы, ниспадшие из благобытия через грех, снова возвращены были в оное через воплощение. А от явления наименование Богоявления, и от рождения – Рождества».

Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века.

 

События Рождества

Сошествие на землю Сына Божия, явление во плоти Бога, это чрезвычайное событие, важнее которого, ни прежде не было, ни после не будет.

Христос родился для каждого из нас. Это величайший дар Божий.

Человек в грехах своих настолько пал, что не мог уже собственными силами подняться к миру горнему и Богу. Тогда Сам Творец пришел на землю, пришел к человеку, открыл ему Себя и дал возможность обновить свою ветхость и снова приобрести образ и подобие Божие. Именно Христос своим Рождеством сокрушил преграду между человеком и Творцом, вновь в чудесном таинстве Своего Рождества соединил нас с Богом в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Не противники Богу и не чужие Ему мы ныне, но вновь воспринятые Им сыны Божии.

Святой апостол Павел, обращаясь к чуду, Рождества Христова, восклицает: «Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).

Тихим и незаметным стало пришествие в мир Спасителя. В пещере для скота, в яслях для корма животных лежит Христос, повитый пеленами.

Мудрецы-волхвы пришли поклониться Ему, водимые звездой. Простые пастухи узнают благую весть от ангелов и спешат к Царю, лежащему на соломе.

Иероним Стридонский проповедывал: «И положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2, 7). Мать положила Его, Иосиф же не посмел коснуться дитяти…Изумленный и счастливый, не посмел он коснуться дитяти.

«И положила Его в ясли».

Почему в ясли?

«Потому что не было им места в гостинице»

Он родился в яслях, дабы вознести рожденных во прахе: «Из праха поднимает бедного» (Пс 112, 7). — Все бедняки да обретут утешение»

С Рождеством Христовым весь мир пришёл в движение. Небесные Силы возвестили человеческому роду о явлении в мир Спасителя мира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14)

 

Радость Рождества

Святитель Феофан Затворник говорит, что наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова – пробный камень нашего отношения к Богу.

Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении.

Если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти.

Если нет радости, значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели.

С мыслей должно начаться наше исправление. Непрестанные мысли о земном и плотском губят нас; частое же размышление о небесном и духовном может спасти нас.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда рану лечит обычный врач, часто на теле остаются следы от раны – рубцы, а когда Господь исцеляет душу, то никаких рубцов и следов не остается – человек получает полное, совершенное исцеление.

Вот зачем пришел Христос – всего Себя дать нам, обновить Собою человека, совершенно исцелить нас от наших греховных язв.

 

Новая эпоха

Рождество Спасителя разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова

Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым, До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.).

Римляне называли это «эрой Диоклетиана».

С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан.

В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376-444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н.э.).

Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию.В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты.

Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа». Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742 — 814).

В России летоисчисление от Рождества Христова принято лишь с конца XVII века. До этого времени, как это было принято в древней церкви, летоисчисление велось от сотворения мира.

 

А.Амман. Путь отцов. Иероним Стридонский Проповедь на Рождество Христово М, 1994.

Когда было введено летоисчисление от Рождества Христова? www.pravoslavie.ru/

Рождество Христово http://borisov-spas.by

Свят. Григорий Богослов Проповедь rojdestvo.paskha.ru

Свят. Иннокентий Херсонский Проповедь rojdestvo.paskha.ru/

Александр А. Соколовский

6 Comments

  • Анна

    В радость празднества Рождества — прекрасная заставка «композиция животных» и отменный сам материал. Молодцы!

  • Алеся

    Рождество Господа Иисуса Христа — новое время для человека. Возможность опомниться и спастись грешным отступникам.

  • Сергей

    Ясно, что без лекаря нам грешным не спастись для вечной жизни. И Спаситель у нас один — наш Господь Иисус Христос. Верующий в Него спасётся.

  • Тимофей

    А может вообще Новый год как торжество отставить? Давайте жить правильно, а не в угоду правителям мирским.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *