Суббота, 27 апреля
Shadow

Непостижимость Троицы в единстве и нераздельности

В христианском творении «Апостольские постановления», относящемся в разных своих частях к периоду от III до IV века, от лица апостолов говорится: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником».

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste) — величайший христианский праздник, приходящийся на 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы.

На пятидесятый день после ветхозаветной пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта) у горы Синай пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом день Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после Своего Воскресения из мертвых и на десятый день после Вознесения к Своему Небесному Отцу Иисус Христос послал апостолам Утешителя — Духа Святого.

После Вознесения Господа Иисуса Христа наступил десятый день.

После Воскресения Христова это был пятидесятый день.

Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, по прямому указанию Господа находились в Иерусалиме.

Был третий час дня, или по-теперешнему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как будто подул сильный ветер, и он наполнил собой весь дом, где находились ученики Христовы.

И явились огненные языки и почили (как бы установились) по одному над каждым из них.

Свт. Лев Великий поучает: «Да не подумает кто-либо, что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное. Так, Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души».

И все собравшиеся в Иерусалимской горнице исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

Прочие же иудеи были поражены неожиданным для них явлением, поскольку ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках (Деян 2. 1-7).

И что было поразительно: как ни разнообразна была собравшаяся толпа по происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны.

Удивление многих перешло в трепетный ужас, но как всегда в человеческом сообществе нашлись и те, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян 2. 13).

И тогда апостол Петр, встав вместе с прочими одиннадцатью апостолами, провозгласил, что сбылось предсказанное пророком Иоилем и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа (Деян 2. 17-18).

После сего «охотно принявшие слово … крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (см. Деян 2. 37-41).

С тех пор основанная Господом Спасителем Святая Церковь из небольшой семьи первых христиан выросла в огромную святую семью.

Сбылись слова Спасителя: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12. 32).

Таким образом было положено основание на земле Святой Церкви Христовой.

Святой Дух, будучи бестелесным, избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — рассуждает св. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо».

Изначально Пятидесятница праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий. Но уже в III веке этот день представляет собой широко распространенный христианский праздник.

Догмат о Пресвятой Троице является фундаментом христианского вероучения.

Бог — един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная.

Слово «Троица» впервые употребил во II веке святитель Феофил Антиохийский.

Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Блаженный Августин говорит: «… давайте верить, что Отец, Сын и Дух Святой являются единым Богом, Создателем и Правителем сотворенной вселенной; и что ни Отец не есть Сын, ни Дух Святой не есть Отец или Сын, но что Троица состоит во взаимном общении Лиц и в равносущном единстве».

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

После дня сошествия Святого Духа апостолы начали ежегодно праздновать день Святой Троицы (Пятидесятницы) и заповедали вспоминать это событие всем христианам (см.: 1Кор 16. 8, Деян 20. 16).

В день Пятидесятницы была образована Вселенская Апостольская Церковь (Деян 2. 41-47).

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия.

Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом. Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела.

Но явление Его силы в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые были приобретены для него страданиями Сына Божия.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не усилиями человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь. И именно Святой Дух дает силы человеку для того, чтобы он, как член Церкви, мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая силой Божественной благодати свои грехи.

Силою и содействием Святого Духа в Церкви Христовой совершаются чудеса возрождения и спасения человеческих душ.

В Церкви происходят «встречи» со Христом. И эти встречи разнообразны и для каждого человека носят своеобразный характер соответственно его душе, самой подготовленности души к предлагаемому восприятию благодати Святого Духа.

По слову Патриарха Кирилла, «Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви — это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово.

Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа — это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас».

 

Александр А. Соколовский

5 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *