Богоявление

Крещение Господне – День Богоявления
19 января христиане Русской Православной Церкви празднуют Крещение Господне (Богоявление)

Сущность и содержание праздничного торжества

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления именуется «Епифания» — явление, или «Теофания» - Богоявление. Он также называется днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10).

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».

Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества.

Евангелия свидетельствуют об этом. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи. Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он Единородный Сын Божий.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду».

Ветхий Завет говорит, что вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать. Так водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Ветхое иудейское крещение очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воровство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того такое крещение не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пищу, запрещенную законом, кто приходил от зараженного, кто общался с прокаженными, тот омывался, и до вечера был нечист, а потом очищался. «Да омыет тело свое водою чистою,- говорится в Писании,- и нечист будет до вечера, и чист будет» (Лев. 15, 5; 22, 4).

Иудейское омовение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот.

Иоанново же крещение было гораздо выше иудейского.

Иоанн приводил не к просто соблюдению телесных очищений, но увещевал переходить от порока к добродетели и возлагать надежду спасения в совершении добрых дел, а не в разных омовениях водой.

Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист, но он говорил «сотворите плод достоин покаяния» (Мф. 3,8).

Само Иоанново крещение заповедовало каяться, но ещё не было властно отпускать грехи. Поэтому Иоанн и говорил: «аз крещаю вы водою... Той же вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11).

Господь же, Иисус Христос, как источник чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения,

По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).

Крещение Христа символизировало очищение человеческих душ, которые были освобождены ото всех грехов.

По словам блаженного Иеронима Стридонского «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих».

Святитель Николай Сербский (Велимирович) так разъясняет смысл крещения Господа Иисуса Христа. «Христос погружается в воду не для того, чтобы очистить Себя, но для того, чтобы символически потопить ветхого человека. Своим погружением в воду Он мысленно повторяет всемирный потоп во времена Ноя и потопление фараона и его египетского войска в Чермном море. При всемирном потопе утонуло грешное человечество, в Чермном море утонул фараон, враг Бога живаго. Христос взял грехи людей на Себя. Добровольно Он согласился потопить Себя вместо грешного человечества; добровольно Он принял на Себя судьбу потонувшего фараона, врага Бога живаго. Он погружает в воду Свое тело словно полагает его во гробе. Он погружается в воду на мгновение, а потом восстает и выходит из вод».

Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет, что погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения.

По изъяснению святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего».

Сочельник Богоявления

В древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить оглашенных.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией варить в этот день сочиво- постное блюдо (кутью) из обваренных зёрен пшеницы, риса или чечевицы, смешанных с семенным (маковым, миндальным или ореховым) соком («сочивом», откуда и происходит название) и с мёдом. В сочельник готовится также взвар - напиток, кисель из сухофруктов, который варится из яблок, груш, чернослива, урюка, изюма и вишни с добавлением крахмала или зерновой закваски.

В Сочельник Богоявления предписывается Церковью строгий пост. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.

Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает

Освящение воды

В сочельник в храмах совершается Великое Освящение воды. Вода эта называется Агиасмой, или крещенской водой.

Она обладает животворящей силой, но не сама по себе, а действием благодати Божией. Вода освящается молитвой Церкви, освящается там, где молитва эта была произнесена, где слово Божие запечатлелось над водной стихией.

Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.

Освящение в оба дня проходит одинаковым чином.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

Таинство Крещения

Крещение Иисуса ознаменовало начало новой эры, союза между Богом и людьми.

Придя к людям, Иисус Христос основал Свою Церковь, Богочеловеческое Тело, внутри которой человек спасается. Следовательно, если кто-то действительно жаждет спастись, то у него нет другого пути, кроме как стать членом Церкви. Это наше единение с Церковью и осуществляется через Таинство Крещения. В этом Таинстве мы отрекаемся от дьявола, его дел, его служения, его тьмы и соединяемся со Христом, становимся членами Его Церкви.

Во время крещения, в воде, являющейся источником новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога.

Следуя святителю. Кириллу Иерусалимскому «Поелику человек состоит из двух частей: из души и тела, — то и очищение двояко: бестелесное для того, что бестелесно, и телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух (очищает и) запечатлевает душу. Крещение Иоанново, или крещение водою делает людей кроткими и чистыми как голуби, в то время как крещение Христово, или крещение Духом делает людей сильными и пламенными».

Вода в христианском крещении - это уже не вода Иорданская, омывающая кающихся иудеев, это уже образ смерти и Воскресения. Это образ нового Рождения. Таким образом, празднуя Крещение Господне, мы празднуем и свое крещение.

По свидетельству апостола Петра, крещение - это «обещание Богу доброй совести» (1. Петр 3, 21). И это обещание, мы должны хранить в течение всей своей осознанной жизни.

Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 4).

Крещение Господне (Святое Богоявление) calend.ru

Святое Богоявление (Крещение Господне) borisov-spas.com

Таинство Крещения blagobor.by

Александр А. Соколовский

Похожие записи:


Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY