Суббота, 1 октября
Shadow

Великий Равноапостольный Константин и укрепление христианства

Жизнь коротка, но слава может быть вечной

   Цицерон

Становление  и обращение к христианству

 Великий Равноапостольный КонстантинФлавий Валерий Константиний (Константин) родился в 280 г. н.э. в городе Найссус в римской провинции Моэзия (нынешняя Сербия). Его отец Констанций происходил из знатной римской семьи, мать Елена была дочерью хозяина постоялого двора.

По желанию императора Диоклетиана он в 18-лет был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

 К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев убедиться в их честности и преданности долгу

До 312 г Константин был язычником, обращающимся к небесным защитникам за помощью..

В течение 312 — 324 гг. он узнал об истинном Боге и несколько раз оказывал поддержку некоторым церквам и её епископам.

После поражения его политического оппонента, императора Ликерия, в Кристополисе 18 сентября 324 года Константин стал открыто исповедывать  христианство.

Борьба за власть в империи

Вначале, когда Константин стал императором Западной части империи, он столкнулся с тем, что кроме него, есть еще и другие претенденты на трон.

 Максимиан отказался от престола, и его сын Максентий был избран императором Рима. Так как Италия входила в состав Западной части империи, Максентий назначил самого себя главным императором всей Римской империи. С помощью своих войск он управлял Римом.

 Римский сената страшился Максентия и боялся противостать ему. Его отец Максимиан, однажды уже бывший императором, при подстрекательстве сената организовал  заговор.. Он уговаривал Диоклегиана присоединиться к нему в этой попытке cвергнуть Максентия, но тот отказался. Солдаты, избравшие Максентия императором, узнали о намерениях Максимиана свергнуть сына с престола и донесли об этом последнему.

Поняв, что он не может пойти против Максентия, Максимиан обратил свой взор на Францию, где правил Константин. Он отправился к Константину, якобы пожаловаться императору на своего сына, но его настоящим намерением было убить Константина и занять его место правителя Западной части империи. Однако и этот план не удался. Константин был женат на дочери Максимиана Фаусте, которая узнала о заговоре отца и сообщила об этом супругу.

 Максимиан был арестован во время своего бегства из Франции и казнен.

 Все это время Максентий  жестоко правил в Риме.

 Надеясь сделать жителей Рима своими друзьями, Максентий приказал прекратить гонения на христиан и отменил свои собственные обвинительные акты против них. Но это длилось недолго, и  он снова стал их гонителем.

 Устав от кровопролития и тиранической власти Максентия, жители Рима пожаловались Константину. Они умоляли его завоевать и освободить их город и страну от Максентия. Константин  написал Максентию письмо, в котором потребовал прекратить несправедливые и жестокие действия. Письмо не возымело никакого действия, поэтому в 313 г. Константин собрал британскую и французскую армии и приготовился к походу на Рим. Максентий был предупрежден о приближении армии Константина, но не хотел вступать с ним в открытое сражение, поэтому он спрятал свои гарнизоны вдоль дороги в город, чтобы напасть на армию Константина из засады. Произошло множество мелких схваток, в которых Константин одержал победу.

Видение Креста

История говорит, что когда Константин был уже недалеко от Рима, он постоянно поглядывал на небо, ожидая получить какое-нибудь знамение. И взглянув в вечерних сумерках на южную часть неба, он увидел яркое сияние в форме креста, на котором была надпись: «In hoc vince», что означало: «Сим победишь».(по-гречески НИКА).  История свидетельствует, что один из офицеров армии Константина, Евсевий Памфилий утверждал, что часто слышал, как Константин рассказывал об этом видении креста и клялся, что тоже видел его и надпись на нем и что это также видели многие воины.

 Константин не знал, что означает видение, и спрашивал об этом у многих, но никто не знал ответа. И ночью, утверждается, Христос явился ему во сне, держа в руках тот же крест, и сказал Константину, что если он сделает такой же крест и возьмет его с собой на поле сражения, тогда он одержит победу.

Очень важно обратить внимание на то, что крест был дан Константину не как амулет, имеющий внутри силу для победы, но как напоминание ему и его людям о необходимости искать знания и веру в Того, во имя Которого они будут бороться, для Его славы и для расширения Его Царства.

На следующий день у Константина был готов крест, сделанный из золота и драгоценных камней, чтобы нести его впереди войска. Неся впереди крест, с возрожденной надеждой и верой Константин и его люди поспешили к Риму.

 Максентий теперь знал, что ему предстоит встреча с войском Константина в открытом сражении, поэтому двинул свои войска на поле по другую сторону реки Тибр. Он разрушил мост, по которому они прошли, и построил сооружение, внешне походившее на мост, однако это были лишь лодки, покрытые досками. Максентий намеревался обмануть войска Константина, чтобы атаковать их в тот момент, когда они пойдут через мост и он обрушится под ними.

 Но произошло то, чего он не планировал, как сказано в Псалмах: «Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс.7:15-17).

 Когда две армии вступили в битву, воины Максентия не смогли противостать обновленной силе сражающихся под знаменем с крестом, и он и его воины начали отступать.. В спешке, стараясь избежать еще одной атаки со стороны армии Константина, они хотели перейти по мосту, который сами построили, чтобы заманить в ловушку армию противника, и попали в нее сами. Импровизированный мост обрушился, множество воинов оказалось в реке. Максентий со своей лошадью также оказался в воде, и он утонул.

Как дети Израиля страдали в Египте в течение 400 лет, так и христиане страдали от гонений, находясь под игом Римской империи в течение 300 лет. Кровь агнца спасла израильтян, когда ангел смерти проходил через Египет, чтобы освободить их от железной хватки фараона, а теперь Крест Агнца Божьего повел армию-освободительницу против последней твердыни римской тирании и освободил Божий народ.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, разрешающий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Однако, со временем   дружеские отношения императоров Константина и Ликиния постепенно  перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой.

 Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни.

Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство востор-жествовало.

Миланский эдикт

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин  был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Государственная идея Константина Великого состояла в том, чтобы сочетать Римскую империю с новым историческим фактором – христианством

Терпя от античного мира гонения, и в свою очередь отрицая все его основы, христианство целых 300 лет росло, крепло и организовывалось в полном отчуждении от государственности

А между тем оно все росло, захватывало все большие массы народа. За 100 лет до Константина, Тертуллиан смело говорил представителям  империи:

«Мы явились вчера, а уже наполняем собой все: ваши города, острова, деревни, виллы, ваши советы, ваши лагери, ваши курии, дворцы, сенат… Мы могли бы бороться с вами не прибегая к оружию, а просто отделившись от вас». Если бы, говорил он, христиане массой ушли из империи, «вас поразило бы уединение, молчание, и мир показался бы вам вымершим»

Константин, как государственный человек и ученик христиан, осознал, что  две силы государство и Церковь не только могут соединиться, но что соединение им обеим одинаково нужно.

С Константином таким образом кончается Рим и начинается Византия.

В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, по которому христиане империи уравнивались в правах с представителями других религий. Для Константина признание христианства было духовным и политическим выбором: он, по-видимому, угадал в христианстве духовно-нравственную силу, способную сплотить население империи. При содействии Константина христианство в течение двух десятилетий после Миланского эдикта превратилось в привилегированную религию. Сам Константин, впрочем, принял крещение лишь в 337 году, находясь на смертном одре. До конца жизни он сохранял традиционное со времен языческой империи звание «верховного жреца» (pontifex maximus), которое, однако, было переосмыслено христианами как указывающее на божественное избранничество императора и его роль земного защитника и покровителя христианской Церкви.

     Значение Миланского эдикта в истории христианства невозможно переоценить. Впервые после почти трехсот лет гонений христиане получили право на легальное существование и открытое исповедание своей веры. Если раньше они были изгоями общества, то теперь они могли участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты. Церковь получила право на приобретение недвижимости, строительство храмов, благотворительную и просветительскую деятельность.

                                             Александр А.Соколовски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.