Пятница, 26 апреля
Shadow

Святая Троица — полнота проявления смысла Бога

Памяти

Александра Федоровича Соколовского

Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Когда мы в смятении, тогда средь разброда

Оно настигает мгновенно, врасплох.

В христианском творении «Постановления Апостольские», относящемся в разных своих частях к периоду от III до IV века, от лица апостолов говорится: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником».

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste) — величайший христианский праздник, приходящийся на 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы.

Изначально Пятидесятница праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий, но уже в III веке этот день представляет собой широко распространенный христианский праздник.

Догмат о Пресвятой Троице — фундамент христианского вероучения.

Бог — един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Слово «Троица» впервые употребил во II веке святитель Феофил Антиохийский. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Блаженный Августин говорит: «…давайте верить, что Отец, Сын и Дух Святой являются единым Богом, создателем и правителем сотворенной вселенной; и что ни Отец не есть Сын, ни Дух Святой не есть Отец или Сын, но что Троица состоит во взаимном общении Лиц и в равносущном единстве».

Христианское благовестие сказало о Боге такое, чего не мог ожидать никто: Бог Один, но Он — не одинок! Он есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух, при этом каждый из Божественных Лиц является во всей полноте Богом! Но не три бога в Троице — нет, отличия Лиц не разделяют одной и той же Божественной Сущности: здесь Три есть Одно, а Одно равняется Трем».

Во время своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Святого Духа, Который наставит апостолов на благодатный путь и прославит Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15. 26).

Перед своим Вознесением Иисус повторил апостолам свое обещание послать Утешителя: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…» (Деян 1. 8).

На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта) у горы Синай пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом день Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего Воскресения из мертвых и на десятый день после Вознесения к Своему Небесному Отцу Иисус Христос послал апостолам Утешителя — Духа Святого.

В библейской истории Бог открывал себя людям постепенно. В ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы.

В сошествии Святого Духа на апостолов действовала вся Святая Троица: Бог Отец послал Святого Духа, Бог Сын испросил послать, Бог Дух Святый сошел.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога: «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

После дня сошествия Святого Духа апостолы начали ежегодно праздновать день Святой Троицы (Пятидесятницы) и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор 16. 8), (Деян 20. 16).

В день Пятидесятницы была образована Вселенская Апостольская Церковь (Деян 2. 41-47).

Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом. Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела.

Но явление Его силы в апостолах было самым важным для всего рода человеческого.

Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не усилиями человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатью.

Епископ Лионский Ириней (177 г. н.э.) писал: «… Церковь … приняла от апостолов и их учеников свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие».

Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь. И именно Святой Дух дает силы человеку для того, чтобы он как член Церкви мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая силой Божественной благодати свои грехи.

Праздник Святой Троицы на Руси

Почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, построившей первый на Руси Троицкий храм в Пскове.

Сам праздник Троицы на Руси был установлен при преподобном Сергии Радонежском. Олицетворением богословского осознания преп. Сергия является чудотворная икона Живоначальной Троицы, написанная по благословению преп. Никона преподобным Андреем Радонежским (известным более как Рублевым), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители.

Самому празднику Троицы предшествует два дня особого поминовения усопших: Троицкий четверик и Троицкая родительская суббота.

В Троицкий четверик существует традиция молиться за «безродных и безыменных» — то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской. Ибо, по слову святого Иоанна Златоуста, Святый Дух приходит во время молитвы.

Троицкая родительская суббота — день поминовения усопших родных и близких.

На Троицу принято украшать храмы и дома зелеными ветками березы, дуба, клена или рябина, цветами и травами.

Именно так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.

Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, придав ему и новое значение. Теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу плодов возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

В этот день цвет облачений русских священнослужителей — зелёный, символизирующий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

В этот день полы устилали душистыми травами, например, чабрецом, аиром, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов — березовые ветки.

Троица Святая, слава Тебе!

Наша вера православная призвана нести истину и свет воскресения всем тем, кто вокруг нас. Окружающие должны видеть, что в нас есть нечто, превосходящее обыденность, — есть обновление и продвижение светлого нового, есть смысл, который так сложно найти в теперешней повседневности.

 

Александр А. Соколовский

5 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *