Понедельник, 26 сентября
Shadow

Служение Православной России

3368_foto_4_02_resizeОб архимандрите Антонине (Капустине)

Архимандрит Антонин (Капустин Андрей Иванович, 1817-1894 гг.), выдающийся ученый, византинист и востоковед, археолог, археограф и нумизмат, настоятель русских посольских церквей в Афинах (1850-1860) и Константинополе (1860-1865), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865-1893), более сорока лет отдал служению интересам Православия на Востоке.

За многолетние труды архимандрит Антонин был избран в разное время Почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества, Почётным членом Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др.

За своё усердное служение архимандрит Антонин награждён орденами Святого Владимира второй степени, Святой Анны первой степени.

Время становления

Архимандрит Антонин происходил из семьи священнослужителей.

Грамоте его обучал отец по Псалтири, а в 1826 году Андрей ушёл учиться в Далматовское духовное училище при Далматовском Успенско-Исетском мужском монастыре.

В училище, как он сам потом вспоминал, «вдоволь отведал розг, латыни и березовой каши». Закончив его через 5 лет, в 1831 году Андрей поступил в Пермскую духовную семинарию.

В 1836 году Капустин перевелся в Екатеринославскую духовную семинарию, ректором которой был его дядя Иона (магистр Московской духовной академии).

В семинарии раскрылись многие таланты Андрея, и особенно его склонность к греческому языку.

Впоследствии, уже будучи архимандритом, он признавался: «Я часто ловлю себя на том, что невольно думаю по-гречески». Многие греки отмечали, что архимандрит Антонин знает греческий язык, как ни один природный грек.

Впрочем, интересы Андрея были очень разносторонними. Так, однажды ректору донесли, что его племянник завел себе трубу-телескоп и ясными ночами наблюдает за небом. Вызванный к ректору, Андрей отрицать ничего не стал и признался, что давно уже интересуется наблюдательной астрономией.

Дядя сурово отчитал племянника: «Дурь это всё! Ты не телесные очи в небо вперяй, а духовные… Царства Божия в стекляшки не высмотришь!»

В те годы Андрей также рисовал, играл на гуслях, писал стихи.

В 1839 году он получил назначение в Киевскую духовную академию. После окончания в 1843 г. КДА со степенью магистра его назначают учителем немецкого языка, а потом — помощником инспектора при той же Киевской академии.

7 ноября 1845 года Андрей принял монашеский постриг и получил имя Антонин в честь празднуемого в тот день мученика Антонина.

Вскоре после пострига он сообщил своему другу: «Моя жизнь несколько изменилась, хотя, к сожалению, не радикально… Живу, как и прочие наши иеромонахи: пью, ем, сплю, иногда молюсь, часто читаю, еще чаще пишу и всегда грешу…»

Затем последовало рукоположение во иеродиакона и священника. Некоторое время иеромонах преподавал в академии обличительное богословие и библейскую герменевтику.

О. Антонин в течение полувека (с 1841 г. до самой смерти) вел свой дневник, доверяя ему мысли и чувства и записывая все события, все встречи и разговоры.

По его завещанию 19 больших тетрадей этого дневника были отданы в Синод на хранение, чтобы только через 40 лет их можно было бы использовать для печати.

Служба в Греции

На службе в академии Антонин был до 1850 года, когда получил назначение настоятелем при Русской посольской церкви в Афинах, где пробыл 10 лет.

Уже в самом начале своего пребывания в Греции молодой иеромонах Антонин писал в своем дневнике: «Не могу устоять против влекущей силы древности. Встречаясь с нею где бы то ни было, я точно вижу колыбель свою… Я вдруг осознал, что прежние тридцать лет моего ученичества и учительства, семинарских розог и академических штудий были лишь предуготовлением к тому главному, которое непременно должно состояться где-то здесь, на Востоке, на землях когда-то единой православной Вселенной…»

В 1853 году он был возведен в сан архимандрита.

К этому времени относится начало занятий его археологией и Востоком в журнале Киевской академии «Воскресное чтение» и потом изданием книги «Древнехристианские надписи в Афинах».

В 1854 году автор посетил свою родную Пермскую губернию, а в 1857 впервые увидел Иерусалим, описав это в книге «Пять дней (сентябрь) на Святой Земле».

В 1860 году Антонин был переведен в посольскую церковь в Константинополь. В 1863 г. по поручению Св. Синода ездил на Афон, а в 1865 — в Румелию, Македонию, Фессалию до Адриатического моря, описав своё путешествие в книге «По Румелии».

Прошло десять лет, и неизвестный никому «ученый монах» сделался среди русских и греческих византологов личностью заметной и уважаемой. Четыре научных общества избрали его своим действительным членом, его книга о древних афинских надписях произвела в научных кругах России и Европы подлинную сенсацию, его статьи переводились на многие языки.

В Иерусалиме

В 1865 году архимандрита Антонина командируют в Иерусалим в качестве следователя и временно заведующего Русской Духовной Миссией после вынужденного ухода архимандрита Леонида (Кавелина).

В 1869 году, по ходатайству патриарха Кирилла, архимандрит Антонин был утвержден в должности начальника Миссии.

За время пребывания в этой должности архимандрит Антонин оказывал множество услуг прибывавшим из России паломникам, а также способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской Империи. Поскольку закон Османской Империи разрешал приобретение земли в собственность только частным лицам, подданным Порты, в качестве покупателя выступал драгоман Миссии Якуб Халеби.

Главным подвигом жизни архимандрита Антонина стало создание Русской Палестины — целой инфраструктуры храмов, монастырей, паломнических приютов и земельных участков.

Будучи начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, о. Антонин изучал библейские древности, покупал участки земли, связанные с теми или иными ветхозаветными или новозаветными преданиями, строил дома для паломников и церкви.

Благодаря замечательным качествам своего характера — обаянию и уму — он не стал очередной жертвой интриг, а сумел примирить и расположить к себе все противоборствующие стороны. Не обошлось и без завистников, которые обвиняли архимандрита во многих грехах, писали доносы.

Однако природный юмор не давал унывать отцу Антонину и помогал направлять свою деятельность на то, что могло бы действительно принести пользу Церкви, Отечеству и исторической науке.

Самой первой покупкой отца Антонина стал участок со знаменитым Мамврийским дубом, возле которого праотец Авраам принимал Бога в образе трех странников. Именно этот дуб стал непременной частью всех Троических икон.

Затем были приобретены вершина Елеонской горы, место вознесения Спасителя, и участок земли евангельской «Горней», где произошла встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой, и участок в Яффе, который получил название «Золотой жемчужины Миссии» за красоту садов, и имения под Вифлеемом, в Тивериаде, на Иордане, в Силоаме, в Назарете, в Кане Галилейской…

В Бейт-Джале Антонин выкупил два владения, на одном из которых была основана школа для девочек и женская учительская семинария.

В Гефсимании им было удачно приобретено место, где по желанию царской семьи была построена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины.

Всего было приобретено около 40 участков общей площадью 50 гектар и стоимостью до миллиона рублей золотом.

«Я, — писал архимандрит, — ограничился одним, чисто паломническим значением своей Миссии и нашел способ путем территориальных приобретений поставить ее крепче…, чем когда бы то ни было в другое время».

Помимо выполнения служебных обязанностей отец Антонин занимался археологией и астрономией, нумизматикой, до глубокой старости писал стихи и рисовал.

В 1883 году при его участии были произведены раскопки около храма Гроба Господня, в результате чего был открыт остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат. На этом месте позднее было построено Александровское подворье с церковью Святого Александра Невского. Он совершил ещё несколько археологических раскопок и устроил в Иерусалиме при Миссии музей христианских древностей.

Прославление России

Неоценим вклад архимандрита Антонина в дело прославления русского имени на Востоке. Побывавшие в Св. Земле поражаются всему тому, что сделано в течении столь краткого времени волей, умом и энергией этого человека.

Величественные русские храмы, в которых совершается славянское богослужение, обширные и хорошо оборудованные приюты и подворья, в которых паломник находит отдых и гостеприимство, участки земли с богатой растительностью и необходимыми постройками и, наконец, памятники древней библейской истории и археологии, и все это, рассеянное по всей Палестине от Тивериадского озера до Хеврона, от Яффы и до Иордана — всё создал и собрал архимандрит Антонин для Русской Православной Церкви.

«Только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба», — сказал о нем создатель Палестинского Общества В.Н. Хитрово.

Именно ему мы обязаны и тем, что сегодня имеем возможность видеть и «судные врата», через которые проходил Спаситель, когда Его вели на Голгофу, и многочисленные базилики времен императора Константина. Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки.

Архимандрит Антонин (Капустин) скончался в 1894 году. Его похоронили «в самой близости к небу» — на Елеонской горе. Более 40 лет он прожил вне пределов России, но все его труды были направлены к прославлению своей родины.

Антонин завакуфил свою недвижимость, то есть собственность не подлежит продаже, обмену или другим операциям, ведущим к отчуждению их до смерти Антонина, а затем переходят во владение Синода. Если же Синод перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей, а если и они исчезнут, то земли поступают в распоряжение Иерусалимского кадия.

Молитвенное утешение

12 ноября 2012 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Спасо-Вознесенский женский монастырь на горе Елеон. Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную службу у гробницы архимандрита Антонина (Капустина).

Обращаясь к присутствующим в храме архиереям, настоятельнице обители, игумении Моисеи (Бубновой), и сестрам обители, паломникам, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Хотел бы выразить особую радость в связи с тем, что имею возможность совершить молитву в этом святом месте, у гробницы приснопамятного архимандрита Антонина, который без года 30 лет служил на Святой Земле и трудами своими создал «Русскую Палестину», который открыл двери для тысяч и тысяч паломников и оставил нам в наследие замечательные памятники русского духа, веры православной, усвоенной нашим народом здесь, на Святой Земле.

Не без Промысла Божия отец Антонин почил здесь и здесь же был погребен. С его именем мы связываем самые важные страницы в истории русского паломничества и русского присутствия в Палестине. Замечательно, что настало время, когда снова тысячи паломников со всей Святой Руси прибывают в это место и находят здесь молитвенное утешение, любвеобильный прием».

 

Библиография:

Антонин (Капустин). www.wikipedia.org/wiki/

Русская духовная миссия в Иерусалиме. Архимандрит Антонин www.mir-slovo.ru/

Архимандрит Антонин (Капустин). www.pravoslavie.ru/

Архимандрит Антонин (Капустин). Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866-1891. — 2010.

Архимандрит Антонин (Капустин). Слово на Голгофе. Проповеди и наставления для русских паломников в Иерусалиме. — 2007.

Архимандрит Антонин (Капустин). Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году. — 2007.

Дневник архимандрита Антонина (Капустина). lib.pushkinskijdom.ru/

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле. www.patriarchia.ru

Архимандрит Киприан (Керн). Отец Антонин Капустин — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. — М., 1997.

Александр А. Соколовский

4 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.