Понедельник, 26 сентября
Shadow

Об одиночестве и осознании себя

Смотрите на то, любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие.

Н. В. Гоголь

Человек среди других

Для всех людей естественно любить друг друга. Именно такими и создавал нас Бог. ОН создал людей для того, чтобы они были в единении. Если же между ними встаёт неприятие, то увы, это уже неестественно. Но, из-за своей греховности люди разобщились.

И всё же, как важно в жизни ощущать, что ты кому-то нужен, что ты полезен, что ты не лишний.

Мы знаем, что одиноким человек может чувствовать себя и в толпе, и рядом с самыми близкими ему людьми.   В нашей человеческой повседневной жизни существуют два казалось бы похожих состояния   одиночество и уединение. Но похожесть их только кажущаяся.

Если одиночество доставляет боль, разлад душе, то уединение, напротив, душу излечивает, успокаивает.

Одиночество – состояние страстное. Это состояние не зависит от того, есть ли кто-то рядом с человеком в момент его переживания или нет. В психологии даже существует термин: «зависимость от одиночества». Оно характеризуется тем, что человек страстно погружается в болезненные переживания и не может уже самостоятельно освободиться от них.

Если одинокий человек связан своими переживаниями, страдает от них и ищет освобождения, то уединение – это свободный выбор. Здесь человек сам принимает решение — уединяется он или нет.

Человеку верующему конечно близко и знакомо желание побыть с Богом, помолиться Ему в тихом месте, чтобы никто не отвлекал – это и есть уединение.

Таким образом уединение – это действие свободное от страсти, а одиночество – состояние страстное, мучительное.

Больная совесть —  вот что разобщает людей сегодня.  Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф.11:28-30).

Если человек одинок ради Бога, то он наполнен любовью к людям, мирен и спокоен. А человек, который попал в сети одиночества- как болезни, уже чувствует тоску. Его душа постоянно ищет понимания, сочувствия и не находит их.

В Священном Писании сказано: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным…» (Прит.18:25) Для того чтобы не быть одиноким – не нужно ждать того, что кто-то к вам придет или позвонит, или скажет доброе слово. Требуется действие от вас самих. Подарите свое время и внимание тем, кто рядом с вами. Умейте слушать и приложите собственные усилия для того, чтобы быть услышанными и правильно понятыми.

О полноте жизни

В одиночестве есть и определённая полезность: а именно, желание избежать лишнего общения, чтобы заняться спасением своей души. Это состояние, о котором святитель Филарет Московский сказал: «Одиночество на земле ведет в общество небесное». Такое одиночество в той или иной степени в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 14–16).

Чем дальше человек возрастает, тем все большее значение для него имеют вечные ценности: спасение души, близость к Богу. Чего бы человек ни достиг в плане научном, творческом, административном, все это ничто по сравнению с тем, когда он достигает близости к Богу.

Христианин никогда не будет одинок, если он член церковной общины. В Церкви он находится среди своих братьев и сестер, ибо в Церкви – Дух Святой. Старец Софроний (Сахаров) пишет «Если я, подобно Христу, люблю всех, то бытие всех, силою любви, делается моим бытием. И не только в том смысле, что моё бытие становится полнее и шире, но и в том смысле, что всё оно преображается по по действию Божией благодати. И я тогда пребываю в Боге, а Бог во мне».

Одно из принципиальных отличий христианина от человека неверующего заключается    в подходах к осознанию себя в жизни.

Неверующий человек в делах и жизни рассчитывает только на себя и других людей, а христианин понимает, что своих сил для достижения совершенства в добре и любви ему недостаточно, ибо сам человек ограничен в своих возможностях.

Христианин понимает, что полнота самоощущения, своей жизни, возможны реально только с участием Бога, с участием Божественной благодати.

Согласно святителю Григорию Паламе, подобно тому как человек, наделенный разумом, называется разумным, так и тот, кто обогащен Святым Духом, называется духовным.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что «в духе ходит» тот человек, кто благоразумен, терпелив, кроток, кто молится и созерцает Бога. Как говорил Ф. М. Достоевский: «Диавол с Богом борется и место битвы — сердца людей». Сегодня человеку все сложнее найти время для уединения и молитвы, а главное, найти в себе внутреннюю потребность в этом. Но делать это необходимо. Настоящему христианину никогда не было легко в мире: Если бы мы были от мира, то мир любил бы нас (См. Ин. 15. 19).

Возблагодарим Господа

По слову святителя Николая Сербского «Одинок тот, кто не знает Бога». Человек пребывает в рабстве — если он не знает Бога. Если же он с Богом, то он перестает быть рабом, потому что Бог относится к нему как к сыну.  Нельзя же быть в рабстве у собственного Отца, который есть Любовь!  Именно об этом и говорит апостол Павел, напоминая христианам: «…Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15).

Есть христианский критерий того, насколько человек движется путем истинным вместе с Богом, насколько Бог участвует в сердце человека.  Сильная личность, человек непоколебимой христианской веры не ограждается от мира, не самоизолируется, но наоборот, мир, окружающие люди, преображаются вокруг него. Ибо только христианство, принятое не как идеология для решения каких-то социальных, экономических, материальных, культурных проблем, и не как эгоистический способ бегства, «спасения» от мира сего, но как возможность собственного преображения из твари дрожащей – в любимое дитя Божье, дает человеку не просто знание главной заповеди: «Возлюбить Бога и ближнего», но и реальные средства для воплощения ее в собственной жизни.

Не надо бояться, когда ближние забывают о нас, оставляют нас одних ибо через это мы обретаем Бога.  Об этом исключительно точно говорит архимандрит Емилиан (Вафидис): «Нельзя ждать от ближнего любви. Можно только одно: отрубить свою голову, чтобы показать ему свою любовь, и больше ничего». Вот так мы должны любить ближнего, быть готовыми сделать для него все. А ответной любви требовать нельзя. И если мы соблюдаем этот закон, то никогда не будем одинокими.

Очень ярки и поучительны для каждого слова митрополита Иллариона (Алфеева):

«На кресте Иисус взывал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). В этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека — боль всякого, кто чувствует, что он одинок и оставлен Богом.

 Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, когда непреодолимая стена встала между тобою и Богом.

Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние дни Своей жизни. Если близкие твои или ученики твои отвернулись от тебя, если подвергся ты незаслуженной клевете вспомни, что Сам Господь прошел через это.

Если тот, кто жил с тобою под одной крышей, причащался от одной чаши, ел твой хлеб, тот, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, — если этот человек предал тебя, отвернулся от тебя, «поднял на тебя пяту свою» и оплевал тебя, вспомни, что и Господь пережил все это.

Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, и если близкие твои не хотят разделить его с тобою, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути.

Если волна богооставленности накрыла тебя с головой, и кажется тебе, что Бога нет, что Он отвернулся от тебя или не слышит тебя, не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот опыт — страшный и горький.

… возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы мы не были одиноки, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании нашем мы чувствовали, что мы — не одни, но что Сам Спаситель – «с нами до скончания века».».

Всё едино

Изначально человек был создан для жизни в мире, в котором не должно быть страдания и одиночества. Бог создал Еву, чтобы Адам не был одинок. Но с момента грехопадения каждый из нас будет испытывать одиночество. Именно в такие моменты нашей жизни Бог открывает нам что-то очень важное. Именно в одиночестве мы начинаем чувствовать особую близость к Богу и Бога к нам. Мы начинаем понимать слова: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).  Православный опыт христианской жизни учит, что человек не одинок перед Богом. «Ты создал нас для Себя, – говорит блаж. Августин, – и нигде не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». С Богом можем быть только мы, все вместе. Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть одно: одно Тело.

Наш Господь Иисус Христос молился о христианах Богу Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…»  И по подобию единства Господа Бога в Лицах Троицы — Отца, Сына и Святого Духа, и мы призваны к единству.

Конечной целью христианского пути является непостижимое высшее единство — соединение людей с Богом и друг с другом. Это единство является таинством Будущего века, И к вхождению в это единство, начинающееся уже здесь на земле, призваны все христиане. Именно в том, чтобы подготовить себя к нему, и заключается цель христианской жизни.

И ободряющим напутствием звучат для каждого христианина слова преподобного Исаака Сирина «Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; Пусть на тебя клевещут, ты не клевещи… Веселись с веселящимися, и плачь с плачущими; ибо это признак чистоты. С больными болезнуй; с грешными проливай слезы; с кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один. Ни с кем не ссорься, никому ни в чем не противься. Люби грешников, но ненавидь дела их»

 

При написании использованы источники:

Арх.Георгий (Чертышников). Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Кн.2 Рязань: изд-тво «Зерна», 2003.

Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Ч. 1.М.: Правило веры, 2001

Святоотеческая хрестоматия. Сост.  прот. Николай Благоразумов. М.: Круг чтения, 2001.

Митр. Илларион(Алфеев) Проповеди hilarion.ru

 

               Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.