Можно ли спастись одной верой

«…Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал…» (Апостол Павел, Послание к Ефесянам 6. 8).

 

Соотношение веры и дел, рождаемых верой, всегда было одним из животрепещущих вопросов в жизни христиан. Можно ли спастись одной верой, одними добрыми делами, верой и делами? Ответ на данный вопрос мы можем найти в Священном Писании. Апостол Павел в своем Послании к Евреям пишет: «…без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11. 6), — следовательно, невозможно и спастись. Вера — первое условие в деле Спасения. Но для спасения одной веры недостаточно: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2. 14-20), — утверждает Апостол Иаков. Основываясь на вышесказанном, вера, соединенная с добрыми делами, является необходимым условием в деле спасения человека.

Словами Апостола Павла, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11. 1), то есть уверенность в том, что невидимое на самом деле существует. Иисус говорит Апостолу Фоме: «…блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан 20. 29). По мысли святителя Игнатия Брянчанинова, немного стоит наша вера, если мы ждем, хотим какого-нибудь видения от Господа в подтверждении Его существования. Верить в Бога значит не просто верить в Его существование, а всецело довериться Ему, как ближнему своему. Верить в то, что Господь Всеблаг, Всемилостив, Всесилен, что все, что происходит в нашей жизни: и горе, и печаль, и радость — только от Его любви к нам. И именно по этой вере Авраам не задавал Господу никаких вопросов: и когда «…повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр 11. 8); и тогда, когда «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр 11. 17-19). И именно эта вера по зову Бога заставляет нас покинуть очаг свой, идти в храм, творить добрые дела, а не сидеть, сложа «ручки», в своем доме, в своей «вере» и считать, что того достаточно для приобретения Божьей благодати.

0_73fdb_4a561ed0_XLНо можно ли одной верой достичь спасения, снискать Божью благодать. Святитель Феофилакт Болгарский в толкованиях на послание Апостола Иакова указывает, что только «одна вера оправдывает приходящего одним только исповеданием, если он тотчас отрешился от жизни, ибо у него нет дел, но для него достаточно очищения через крещение». А вот дальше «другая (вера) требует выказывания добрых дел от уже крещеного». Путь к вере лежит через покаяние. «Господь приемлет в число верующих и того, кто обращается от пути заблуждения к истине. Он, принимая всех истинно кающихся, сглаживает Своим милосердием всякое наше беззаконие» (св. Григорий Двоеслов). Не буду грешить, буду жить по заповедям Божьим. Жить по заповедям значит творить добрые дела. В вере человек черпает силы для творения добрых дел. В свою очередь дела делают веру совершенной и её укрепляют.

Говоря о необходимости дел для спасения, следует различать «дела закона» и «добрые дела». Под «делами закона» понимается как исполнение требований, обрядовых предписаний Моисеева законодательства, так и уставных требований внешнего благочестия христианской Церкви. Утверждать, что соблюдать «дела закона» не нужно, было бы неверно, ведь ничего плохого в них нет. Но в этом случае наши взаимоотношения с Богом переходят в чисто юридические: Ты — мне, я — Тебе. Более того, под эти чисто юридические взаимоотношения с Богом попадают даже добрые дела, творимые в качестве зачета, вносимые, как в копилку деньги, по принципу: Господи, я здесь потерплю, буду творить добрые дела, а там, на страшном суде, в загробной жизни, все зачтется. Согласно православному пониманию, добрые дела — не самоцель, а необходимость для «преображения испорченной человеческой природы в «новую тварь» (2Кор 5. 17) (Катехизис, составленный Преосвященнейшим Артемием, епископом Гродненским и Волковысским).

Часто бывает, что добрые дела культивируют в человеке гордость, самомнение, самолюбование, совершаться по тщеславию. Но в действительности же любые добрые дела должны твориться на основе бескорыстной любви к Богу. В идеале мы не должны задумываться, творя «добрые дела»: правая рука не должна знать, что делает левая. Убирая из сердца свое собственное Я, мы освобождаем место для Бога, и Бог «через душу человека изливает на мир свою любовь» (проф. МДА Гаврюшин Н.К.).

Может возникнуть вопрос: «А как же тогда относится к словам 8-ой молитвы утреннего правила: «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя»? Эти слова нужно воспринимать именно как молитву — мольбу грешного человека, который проанализировал свои дела, и, во-первых, сам не может найти в них оправдания перед Богом, и, во-вторых, думает, что и Бог не найдет в них дел, оправдывающих его, и горько просит, молит Бога: пусть хоть вера зачтется ему в оправдание. Естественно, не творя ничего и просить не о чем.

В заключение приведем несколько цитат, подтверждающих необходимость соединения нашей веры с добрыми делами:

«Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь» (свт. Иоанн Златоуст).

Бог «…воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим 2. 6-8).

«Вера без дел есть бесовское богословие» (преп. Максим Исповедник).

«Не думай, что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно» (преп. Исидор Пелусиот).

 

Литература:

1. Епископ Гродненский и Волковысский Артемий. «Православный катехизис».

2. Иерей Олег Давыденков. «Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку. Значение веры и добрых дел в устроении спасения».

3. Священник К. Пархоменко. «Батюшка, грешна маловерием».

4. Феофилакт Болгарский. «Толкование на послание Апостола Иакова».

5. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов А. П. Лопухина.

6. Материалы курса дистанционного обучения «Знакомство с Православием» при МДА.

Похожие записи:


Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY