Суббота, 1 октября
Shadow

А в молодые лета даем поспешные обеты

«Нет высшего искусства, как искусство воспитания».

Иоанн Златоуст

«Когда мы говорим о том, что у нас плохая молодежь, конечно, мы говорим только часть правды. А большая часть правды заключается в том, что у нас хорошая молодежь».

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, речь в Калининграде 24.03.2009 г.

Нравственный закон жизни записан в сердце человека, все заповеди излагаются в идеалистической форме, поэтому молодежи не сразу удаются компромиссные решения. Мир молодежи – в черно-белых тонах, без всяких оттенков. Совесть требует идеала от всего увиденного и услышанного без преломления в мирские условности. В противном случае бунт, и сила его будет зависеть от знаний и жизненного опыта.

Исходя из этого, рассмотрим тех, кто в наше время «И жить торопится, и чувствовать спешит».

Когда человек начинает задумываться о самом себе, о своих поступках, о своем месте в обществе, в мире. Каждому человеку важно знать, что о нем говорят: плохое лил хорошее, любопытно, как его поступки оценивают другие. Каждый человек стремится к тому, чтобы быть хозяином самому себе: уметь управлять своим состоянием, настроением, здоровьем. Задача священника помочь разобраться молодым людям не только в пороках и страстях, но и в красоте человека, показать ему, за что можно любить каждого человека, за что можно любить самого себя. Разъяснить молодым прихожанам Библейскую фразу: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Пастырь, работая с молодежью,  помогает подготовиться к взрослой жизни, с ее проблемами, трудностями, радостями, взаимоотношениями с родителями, с любимой – будущей женой. Особенно на первом этапе взрослой жизни – влюбленностью, потом – любовью и созданием семьи.

Первое взросление у молодых людей начинается с любви. Один Бог понимает нас во всем, а самая горячая любовь не всегда имеет одну и ту же температуру. Священник, как не прискорбно, тактично сообщает молодым людям, что не смотря на все наши усилия, люди никогда не будут любить нас так сильно, как нам бы хотелось. Нас будут любить, но нам будет все-таки хотеться чего-то большего. Наша общая проблема в том, что свою жажду любви мы пытаемся утолить с помощью людей. Могут ли люди дать нам то, чего мы безуспешно ждем порой всю жизнь. Одним из свойств настоящей любви, таким важным для семейной жизни и в человеческом отношении является способность прощать. «Прощайте, и прощены будете». (Лук. 6:37). И мужчины, и женщины сходятся в том, что у мужчин эта способность встречается на 20% чаще чем у женщин. Однако, и мужчины, и женщины ошибаются относительно своих способностей к примирению. Обе стороны считают, что мирятся гораздо чаще, чем другая сторона. Мужчины в 77% случаев считают, что мирятся они, а в 23 % ситуаций – женщины. Женщины в 55 % случаев полагают, что начинают примирение они, а мужчины – в 45 %. (Данные из социологического исследования России в 2009-2011 г.г.).

Молодёжь часто интересует вопрос, как любить себя? Священник  аккуратно подходит к ответу на этот вопрос, объясняя, что есть два способа любить себя. Как сказал один праведник: «Все мы являемся существенной ненужностью и никому, кроме Бога не нужны». Истина ужасная.  Но истина всегда врачует и направляет на верный путь, истина в том, что полной высшей любовью любит нас только тот, кто сотворил нас. А мы по ошибке пытаемся утолить жажду любви в мире людей. Никогда и никто из людей не будет нас любить так, как мы этого хотим в глубине души. Друзья променяют нас на своих любимых, а наши любые, если мы умрём, на других любимых. Как всякий человек несовершенен, так и любовь его несовершенна – она в тщеславии, корысти, лжи, других пороках. Только любовь Бога может удовлетворить душу человека.

У молодёжи часто возникает вопрос о свободе. Молодёжь всегда мечтает вырваться от опеки родителей и старших на свободу, каждый молодой человек хочет быть свободным. Перед пастырем стоит сложная нравственно –педагогическая и возможно философская задача помочь им понять, что есть «свобода». Свобода на то и свобода, что тебя никто ничему не заставляет. И здесь возникает вопрос, неужели ни что не зависит от Бога? Всё зависит от бога, но не так чтобы нарушалась наша свобода. Юные православные задают вопрос: «Если всё от Бога, то за что же обвиняют нас?» и пастырь поясняет всё зависит от нас и Бога, если мы выбираем в жизни следовать путём добра, тогда Господь оказывает свою помощь нам, великую помощь. А там где зло, там Бога нет. Свобода помогает нам реализовать свои таланты. Свободен ли зависимый человек? Зависимость – это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую сам себя загоняет человек. Нашу свободу стесняют не другие люди, не законы, не государства, а наша зависимость, наши страсти. Свободен ли человек зависимый от алкоголя, сигарет, компьютера, азартных игр? Свободен ли кто болеет страстью тщеславия?

Священник  изучает  свою новую паству, изучает  их наклонности, стремления, мечты и поясняет  молодёжи, что порой свобода превращается в противоположность. Свобода — это не конечная цель, свобода — это возможность реализовать себя, а не деградировать.

Протоиерей Андрей Шабаловский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.