Преподобная Евфросиния,
игумения и княжна Полоцкая (1173)
память 23 мая (ст.ст.)/5 (н.ст.) июня.
Житие преподобной Евфросинии
Каким языком, братия, достойно похвалить светозарную память преблаженной невесты Христовой Евфросинии! Была бо помощницею обидимых, скорбящих утешением, нагих одеянием, больных посещением и, просто говоря, для всех была всем. Евфросиния сердце свое напояла Божией премудростью.
Евфросиния — неуваядающий цвет райского сада.
Евфросиния — небопарный орел, воспаривший от запада до востока, словно луч солнечный, просветивший землю Полоцкую. Тем же, братия, хвалится Солунь о святом Димитрии, а Вышгород — мучениками Борисом и Глебом; я же хвалюсь: блажен ты, град Полоцк, таковую леторасль возрастивший — преподобную Евфросинию. Блаженны люди, живущии во граде том! Блаженны родители твои, блаженно чрево, из коего изошла преподобная госпожа Евфросиния! Блаженно рождение ее, блаженно воспитание ее! Блажен возраст твой, Евфросиния достохвальная, блажен труд твой и подвиги ради Бога! Блажен твой монастырь, блаженны насельники монастырей Святого Спаса и Святой Богородицы, блаженны люди тебе послужившие!
О преблаженная невеста Христа Бога нашего! Молись Богу о стаде своем, которое собрала во Христе, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков!
Из жития преподобной Евфросинии (XVI век)
Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась Предслава в начале XII века[1] в семье полоцкого князя Георгия[2] и княгини Софии. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец.
Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия[3], Предслава не захотела вступать в брак. Чувствуя в своей душе горячее желание всецело посвятить себя служению Господу, княжна тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа[4].
Речи юной Предславы, ее намерение оставить мир и облечься в иноческие одежды поначалу привели игумению в трепет и смущение. Она стала уговаривать племянницу отказаться от задуманного. Но после беседы с Предславой, как повествует древнее житие, удивилась блаженная княгиня «разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния…»[5].
В скором времени святая Евфросиния по благословению епископа Илии перешла на жительство в келию при Полоцком Софийском соборе. Избрав для духовных подвигов это святое место, инокиня-княжна день и ночь славословила Бога, а в свободные от молитвы и богомыслия часы занималась переписыванием священных книг. «Вселившись же начала преподобная Евфросиния… книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать нуждающимся».
Однажды в сонном видении преподобной явился Ангел и возвестил о том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо, и основать там девическую обитель. В ту же самую ночь тот же Ангел явился и епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного».
Следуя зову Божию, получив благословение епископа, преподобная с одной из черноризиц вскоре отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она водворилась там и стала еще усерднее подвизаться в молитвах к Богу.
По прошествии некоторого времени начали приходить на жительство к преподобной девицы, искавшие спасения души и руководства опытной наставницы. Образовалась иноческая обитель. Желая приобщить к иноческой жизни свою младшую сестру Градиславу, преподобная Евфросиния взяла ее в монастырь для научения грамоте. Впоследствии Градислава не захотела возвратиться в мир и была пострижена с именем Евдокия. Вскоре и дочь князя Бориса[6] Звенислава, двоюродная сестра преподобной, также пришла в обитель и принесла с собой богатое приданое, приготовленное ей к бракосочетанию.
Звенислава выразила желание избежать супружества и уневеститься Христу. С любовью приняла ее игумения Евфросиния и «повелела иерею постричь ее, – и нарекли ей имя Евпраксия».
Находясь под особым попечением Божиим, обитель «у церкви Спаса» духовно процветала и благоукрашалась. Когда в монастыре собралось много инокинь, преподобная захотела возвести на месте ветхого деревянного храма каменный. На это благое дело Господь призвал талантливого мастера, зодчего Иоанна, под руководством которого величественный храм в честь Всемилостивого Спаса был воздвигнут всего за тридцать недель.
Как повествует древнее житие, незадолго до окончания строительства Спасской церкви монастырские работники обнаружили, что количество приготовленной плинфы[7] недостаточно. «…И поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: “Слава Тебе, Владыко, Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, – подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя”. И так она помолилась, и поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы», благодаря чему и удалось завершить строительство в назначенный срок.
По благословению преподобной Евфросинии, в 1161 году для Спасского храма искусный мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег. «Честное древо безценно», – гласила сделанная на нем надпись. Крест содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского. Лазарь Богша в совершенстве владел приемами византийской техники перегородчатой эмали: тончайшими перегородками он написал на Кресте образы Иисуса Христа, Божией Матери и святых.
Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния воздвигла другую каменную церковь – в честь Пресвятой Богородицы. «И ее создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, – и был монастырь большой». Именно для Богородицкой обители пожелала святая испросить в Византии древний Эфесский образ Пречистой Девы, написанный, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью отправила она в Царьград к императору Мануилу Комнину[8] и Патриарху Луке Хрисовергу[9] «слугу» своего Михаила со многими дарами. И ради усердной просьбы полоцкой игумении «послал [император – Ред.] в Эфес семьсот воинов своих; и те пошли и принесли икону Пресвятой Богородицы. Патриарх же Лука, собрав епископов и собор весь во Святой Софии и благословив всех, отдал икону слуге преподобной Евфросинии». Как только Эфесский образ был доставлен в Полоцк, преподобная «внесла его в церковь Пресвятой Богородицы, поставила и, воздев руки, молвила: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе!..”. И то сказав, украсила она икону золотом и камнями драгоценными и установила каждый вторник носить ее по святым церквам».
Еще при жизни блаженной Евфросинии Господь прославил основанные ею обители. Они стали центрами книжности и просвещения Полоцкой земли. Из них, как из источников благодати, многие почерпали обильно духовные знание и мудрость. Святая же игумения, видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, «радовалась им, как своему спасению…» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах.
Достигнув возраста маститой старости и высоты духовного совершенства, захотела преподобная совершить паломничество во Святую Землю и поклониться Гробу Господню. Отправляясь в Иерусалим, она поручила управление Спасским и Богородицким монастырями своей сестре — монахине Евдокии. Спутниками блаженной Евфросинии во Святой Град стали ее брат Давид и сестра Евпраксия.
Во время своего пребывания в Иерусалиме трижды приходила святая поклониться Живоносному Гробу Господню. Преподобная молила Бога, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте Его страданий и воскресения, и молитва ее была услышана. Вскоре святая «Божиим посещением впала в недуг и начала болеть». Перед кончиной Господь послал к ней Ангела Своего со словами: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой. Вот уже отверсты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою…» И так сказав, Ангел отошел от нее. 23 мая (5 июня по н. ст.) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе. Честное тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Пресвятой Богородицы.
Спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, иноки русского Богородицкого монастыря, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и перевезли их в свое отечество. Так как на Руси из-за частых княжеских междоусобиц было в те времена неспокойно, святыню не удалось доставить в Полоцк, на место земных подвигов угодницы Божией. Нетленные мощи преподобной Евфросинии были принесены в Киево-Печерскую Лавру. Впоследствии в Дальних Пещерах этой древней обители они почивали более семи столетий.
В период царствования благочестивого Российского Императора Николая II, в 1910 году, святые мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в Полоцк, в основанный ею Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя нашим современникам об истинности православной веры, о любви к Богу, которая сильнее смерти, о великом дерзновении святых, ходатайствующих за нас пред Господом.
Тропарь, глас 4
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, | учившему во святилищи Божию слову, | последовала еси, Евфросиние. | Славу временную и земнаго обручника оставльши | и вся мирская презревши, | краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, | крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи | и многия к Нему наставляющи, | во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси, | идеже моли, Егоже возлюбила еси, | о чтущих благочестно память твою.
Источник: сайт Полоцкого женского Спасо-Евфросиниевского монастыря «Монастырь у церкви Спас» www.spas-monastery.by