Четверг, 21 ноября
Shadow

7 АПРЕЛЯ — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Благовещение Пресвятой Богородицы

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою» — Слова этой прекрасной  молитвы взяты из празднования Благовещения.

Более 2000 лет назад во время Благовещения Дух Святой невидимо сошёл на Деву Марию и зачал в Ней Богочеловека Иисуса Христа

Благовещение — это свидетельство  вести о том, что на погрязшей в грехах земле наконец-то нашлась  Святая Дева, Которая по Своей высочайшей чистоте и смирению, стала способной, своей обычной человеческой плотью, непостижимо зачать от Духа Святого и родить самого Предвечного Бога Сына.

Её кротким человеческим словом «Се, раба Бога, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38) совершилась «велия благочестия тайна: Бог во плоти явился». (1 Тим. 3, 16).

Невзирая  на противление заражённой первородным грехом человеческой природы, Божия Матерь доверилась Богу полностью.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Музей им. А. Рублева

Свт. Димитрий Ростовский об избрании Марии пишет: «Можно задать себе вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество. Но до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте, духовной и телесной, достойная стать церковью и храмом Духа Святого».

Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его воплощение.

Св. Николай Кавасила говорит: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Через Благовещение Пресвятой Богородицы, через воплощение Божественного Сына  и началось служение Бога всему роду человеческому.

Благовещение стало началом избавления от проклятия, соединения людей с Богом и возвращения райского блаженства. В этом радостном, трепетном ощущении единения с Богом, собственно говоря, и заключается основное и спасительное значение Благовещения.

В Благовещении состоялось примирение Бога с людьми, осуществилось соединение Бога с людьми, обожение воспринятой Им природы, обновление образа человека, перемена человеческого состояния.   Отныне люди стали быть сынами Божиими

Ещё прежде Благовещения от Архангела Гавриила, Дева Мария имела непрекращающуюся радость от Утешителя Духа Святого, и ещё тогда Она стала для всех «Радостью радостей».

И Её всесовершенная  радость оказалась сильнее даже той невыносимой душераздирающей боли, которая беспощадно терзала Её, когда Она на Голгофе стояла у Креста возле умирающего невинного Своего Единородного Сына. 

Она знала, что Её Божественный Сын имеет ещё большее смирение, и верила в Его пророчество о Его славном воскресении и спасении Им всех уверовавших в Него.

В каком бы звании, и в каком бы состоянии мы ни находились, нам ничего не может быть приличнее смирения.

Великий пост, во время которого почти всегда и празднуется Благовещение, напоминает нам, что скорби и страдания в этом мире всегда сопутствуют и радостям и счастью. Все мы должны не только прославлять Пресвятую Богородицу, заботливо усыновившую нас, но и стремиться подражать ей.

Даже прежде зачатия Сына Божия в утробе Своей Дева Мария всегда носила Бога в Своей душе и рождала Его Своими добродетелями.

Подобным  же образом, православный христианин,  обращаясь к  Слову Божьему, (Священному Писанию), должен бесстрастно зарождать Слово Божие в сердце своём и в своём уме, причащаясь Божественных Тела и Крови Христовых, и  порождать Христа, т. е. являть Бога миру своими благими делами и поведением: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Через Благовещение, через Боговоплощение, через пришествие в мир Христа мы стали Ему кровными родственниками.

Апостол Павел  пишет: «И как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола…» (Евр.2, 14)

Чтобы нас обожить Бог становится человеком. Он Невместимый — вмещается. Происходит переоценка всех человеческих ценностей. Отметаются отступления, пороки и падения.

Человеку  открывается  дорога в небо, общение с небожителями, со святыми Ангелами (Евр.1,114)

Для человека стало возможным все то, что благоволил Бог предуготовить и даровать нам для нашей пользы и для нашего спасения.

Бог стал плотью и кровью человеческой, чтобы нас спасти и обожить, и чтобы мы это не забывали и ощущали. Он оставил нам величайшее таинство, таинство Евхаристии, в котором мы соединяемое  с Плотью и Кровью Христовыми так же, как и Он соединился с нашей человеческой плотью и кровью.  Вот в чем суть, смысл Благовещения — в восприятии Христом человеческой природы. Он кровью соединился с нами, и как говорит апостол Павел стал одним из нас, нашим братом.

В тропаре праздника  Благовещения звучат слова — «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Таким образом — это есть начало нашего спасения.

И на Руси в память о том, что в этот день было положено начало освобождению рода человеческого от коварства дьявола, когда люди получили реальную возможность противостоять темной силе, существовал  очень хороший духовно-нравственный  обычай: покупать птиц у их ловцов, и  выпускать их из клетки на волю.

Так же, как Господь отпустил нас на свободу.

Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братья» и он же продолжает: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». »(Гал 5,13).

И праздник Благовещения Пресвятой Богородице — это и есть напоминание о свободе, которую даровал нам Господь, а также повод задуматься о том, как нам этой свободой надо распорядиться.

2014 г.

Материал подготовил Александр А. Соколовский