Вторник, 26 ноября
Shadow

Святое Богоявление (Крещение Господне)

209Ожидание Мессии

В истории человеческого рода Бог являл себя  особым образом.

Он не оставлял Своим промыслом человека и творение.

Бог особо явился Аврааму в виде трех странников.

Бог явился Иакову, вступив с ним в борьбу, показывая ему силу Свою.

Бог явился Моисею в несгораемой купине.

Но все эти явления Бога  лишь отчасти помогали человеку понять, что есть Бог.

До тех пор пока Господа мог заменить пророк или ангел, до тех пор  Господь посылал вместо Себя пророков и ангелов.

Но когда зло в мире возросло настолько, что ни ангел не мог попалить его своим светом, ни пророк — умалить своим глаголом, тогда Господь исполнил Свое древнее обетование и явился на земле. во Христе Иисусе.  И во Христе явилась полнота Божества телесно (см. Кол. 2:9).

Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение. Языческий мир погряз в пороках и  бесчестии.  Время от времени давались пророчества и обетования избранному народу о приходе  Искупителя. Ждали Его прихода все жители востока. Их взоры всех были обращены на Иудею, откуда ожидали Царя.  Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи.

Святая земля была завоевана римлянами, своей государственности иудеев лишили, страна была разделена на четыре части.

И вот тогда-то и проходил последний иудейский пророк Иоанн Предтеча по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.И как указано в Священном Писании: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. (Ис. 40)  (cр.Мф. 3,3).

И, когда Иоанн призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах Иордана, к нему потекли десятки тысяч.

0_4847b_9a03e008_XLНароду, который к нему приходил креститься, Иоанн… говорил: «..порождения ехиднины!  Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» : «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Мф.3, 9-11)

Иоанн Креститель говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот  приходит к Иоанну на Иордан креститься от него Иисус из Галилеи. И присоединившись к грешным людям, безгрешный Христос требует от Иоанна, чтобы тот сделал с Ним то же, что и с другими, то есть крестил Его в реке, как и прочих.

Но с первых же мгновений пророк распознал, что пришелец неизмеримо превосходит его. «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14)

Но Иисус ответил ему, что так надлежит совершиться правде.

«Весь закон должны мы исполнить, дабы всему закону дать высший, духовный смысл и значение. И Мне надлежит сперва креститься водою, чтобы затем крестить Духом Святым и огнем. План спасения раскрывается самим своим воплощением. То, что тебе ныне не ясно, скоро станет ясно. Небеса отверзнутся и оправдают то, чего Я требую от тебя». (См. Мф.9, 13-16)

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам дал пример на вечное время послушания воле Божией и смирения.

По словам блаженного Иеронима Стридонского «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих».

Праздник  Богоявление (Крещение)

0_6c403_7f421314_XLДревнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление,

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».

Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества.

Евангелия свидетельствуют об этом. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи. Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду».

Ветхий Завет говорит, что  вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать.  Так водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

До того было крещение иудейское, которое очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воровство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того такое крещение  не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пищу, запрещенную законом, кто приходил от зараженного, кто общался с прокаженными, тот омывался, и до вечера был нечист, а потом очищался.

«Да омыет тело свое водою чистою,- говорится в Писании,- и нечист будет до вечера, и чист будет» (Лев. 15, 5; 22, 4).

Это не были поистине грехи или нечистоты, но так как иудеи были несовершенны, то Бог, делая их через это более благочестивыми, с самого начала приготовлял их к точнейшему соблюдению важнейшего.

Иудейское омовение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот.

Крещение Иоанново было гораздо выше иудейского. Иоанн приводил не к соблюдению телесных очищений, но вместо них увещевал  переходить от порока к добродетели и полагать надежду спасения в совершении добрых дел, а не в разных омовениях и очищениях водой.  Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист, но он говорил  «сотворите плод достоин покаяния» (Мф. 3,8).

Иоанново крещение  заповедовало каяться, но не было властно отпускать грехи.

Поэтому Иоанн и говорил: «аз крещаю вы водою… Той же вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11).

Господь же, Иисус Христос, как источник чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения,

По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).

Крещение Христа символизировало очищение человеческих душ, которые были освобождены ото всех грехов.

Святитель Николай Сербский  (Велимирович) так  разъясняет смысл крещения Господа Иисуса Христа. «Христос погружается в воду не для того, чтобы очистить Себя, но для того, чтобы символически потопить ветхого человека.  Своим погружением в воду Он мысленно повторяет всемирный потоп во времена Ноя и потопление фараона и его египетского войска в Чермном море. При всемирном потопе утонуло грешное человечество, в Чермном море утонул фараон, враг Бога живаго. Христос взял грехи людей на Себя. Добровольно Он согласился потопить Себя вместо грешного человечества; добровольно Он принял на Себя судьбу потонувшего фараона, врага Бога живаго. Он погружает в воду Свое тело словно полагает его во гробе. Он погружается в воду на мгновение, а потом восстает и выходит из вод».

Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет, что  погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения.

По изъяснению святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего».

2c8a80da0903Сочельние Богоявления

В древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво- постное блюдо (кутью) из обваренных зёрен пшеницы, риса или чечевицы, смешанных с семенным (маковым, миндальным или ореховым) соком («сочивом», откуда и происходит название) и с мёдом. В сочельник готовится также взвар — напиток, кисель из сухофруктов, который варится из яблок, груш, чернослива, урюка, изюма и вишни с добавлением крахмала или зерновой закваски.

В Сочельник Богоявления предписывается Церковью строгий пост.  Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.

Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Освящение воды

В сочельник  в храмах совершается Великое Освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Вода эта называется Агиасмой, или  крещенской водой.

Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.

Освящение в оба дня проходит одинаковым чином. Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, — различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей,

При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.

Таинство Крешения

Крещение Иисуса ознаменовало  начало новой эры, союза между Богом и людьми.

Таким образом, через Крещение падший человек обновляет свой первоначальный образ Бога в себе.

День Крещения, делает нас едиными со Христом. Во время обряда крещения, в воде, являющейся источником новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Потому крещение ребенка играет столь важную роль в христианстве.

Ибо,  следуя святителю. Кириллу Иерусалимскому  :«Поелику человек состоит из двух частей: из души и тела, — то и очищение двояко: бестелесное для того, что бестелесно, и телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух (очищает и) запечатлевает душу.

Крещение Иоанново, или крещение водою делает людей кроткими и чистыми как голуби, в то время как крещение Христово, или крещение Духом делает людей сильными и пламенными

Крещение: народные приметы

Если на Крещение деревья покрыты инеем, весной сеять озимую пшеницу нужно в тот же день недели -урожай будет богатым.

Если на Крещение идет большой снег – к хорошему урожаю.

Если на Крещение звездная ночь – будет хороший урожай орехов и ягод.

Если на Крещение видно много рыбы, будут пчелы хорошо роиться.

Если после Крещения на небе полный месяц – весной возможен паводок.

APTOPIX Russia EpiphanyКупание на Крещение

Считается, что в крещенскую ночь вода в водоемах освящается Духом Божиим. Поэтому 19 января  в храмах также освящается вода во время службы, а после выходят к рекам и озерам.

Сам крестный ход называется «Шествием на Иордан», во время него освящается природный водоем,

Вода считается освященной после того, как в нее опускается крест. В этот момент Святое Крещение считается осуществившимся, затем по традиции  выпускают голубей и начинается купание в проруби. Традиция священного омовения пришла к нам еще в старину из Греции.

На праздник Крещения в воду Иордани окунаются трижды с головой. Несмотря на сильный мороз, никто не простывает после купаний. Наши предки считали, что купание в проруби — прекрасная возможность показать свою отвагу и смыть грехи, к которым относились и гадания на святки. Для совершения обряда погружения в «воду Иордана» одевались одинаковые для женщин и мужчин длинные рубахи.

Блж. Иероним Стридонский Толкование на Евангелие от Матфея

Настольная Книга священнослужителя  т. 2 altarniki.ru/..

Пастырь добрый. Жизнь и труды  протоиерея Алексея Мечева. М. 2000.

Крещение Господне (Святое Богоявление) www.calend.ru/

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные www.odinblago.ru/

Сергей Амиантов Как провести Крещенский Сочельник Православие.Ru

Священник Михаил Немнонов очистит ли нас святая вода? Православие.Ru

Свят. Иоанн Златоуст  Беседа на день Крещения Христова Православие.Ru

Свят. Николай Сербский (Велимирович), Евангелие о Крещении Господа  Православие.Ru

                              Александр А. Соколовский

 

8 Comments

  • Прохожий

    > Блж. Иероним Стридонский Толкование на Евангелие от Матфея bibleist.ru/

    этот сайт (и издательство) — сектантское (свидетели Иеговы).

    Лучше не поднимать популярность отрицающим Божество Спасителя.

  • Николай

    Иероним Стридонский — отец «Вульгаты». В Библеисте есть и Митрополит Филарет (Дроздов) и Епископ Кассиан (Безобразов) и А. М. Бухарев и др. православные авторы.

  • Так как цитата Блж. Иеронима Стридонского в статье ,заимствованна из его трудов, то авторство на неё не принадлежит сайту bibleist.ru. Поэтому мы считаем правильным удалить адрес сайта из примечаний статьи.

  • Никандр

    Обстоятельно и подробно изложено.
    Сам теперь могу объясняться.
    Буду рекомендовать сайт друзьям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *