Рождество Иисуса Христа – пришествие Спасителя
Когда на земле происходит что-либо необычное и чрезвычайное, то, как правило, все задумываются и спрашивают, что оно значит, как нам поступать, что при этом делать и чего ожидать? –
Сошествие на землю Сына Божия, явление во плоти Бога, это чрезвычайное событие, важнее которого, ни прежде не было, ни после не будет.
Святой апостол Павел, обращаясь к чуду, Рождества Христова, восклицает: «Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).
Тихим и незаметным стало пришествие в мир Спасителя. В пещере для скота, в яслях для корма животных лежит Христос, повитый пеленами.
Мудрецы-волхвы пришли поклониться Ему, водимые звездой. Простые пастухи узнают благую весть от ангелов и спешат к Царю, лежащему на соломе.
Иероним Стридонский проповедывал : «..И положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2, 7). Мать положила Его, Иосиф же не посмел коснуться дитяти….Изумленный и счастливый, не посмел он коснуться дитяти.
«И положила Его в ясли».
Почему в ясли?….
«Потому что не было им места в гостинице»…
И Христос не нашел себе места в Святая святых, где блещет золото и драгоценные каменья, переливается шелк и серебро; нет, не золото и роскошь окружали его, он родился на гноище, ибо так видятся мне ясли (где ясли, там и гноище), в смраде грехов наших»..
Он родился в яслях, дабы вознести рожденных во прахе: «Из праха поднимает бедного» (Пс 112, 7). ..- Все бедняки да обретут утешение»
С Рождеством Христовым весь мир пришёл в движение. . Небесные Силы возвестили человеческому роду о явлении в мир Спасителя мира : «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14)
Святитель Феофан Затворник говорит, что наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова – пробный камень нашего отношения к Богу.
Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении.
Если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти.
Если нет радости, значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели.
С мыслей должно начаться наше исправление. Непрестанные мысли о земном и плотском губят нас; частое же размышление о небесном и духовном может спасти нас.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда рану лечит обычный врач, часто на теле остаются следы от раны – рубцы, а когда Господь исцеляет душу, то никаких рубцов и следов не остается – человек получает полное, совершенное исцеление.
Вот зачем пришел Христос – всего Себя дать нам, обновить Собою человека, совершенно исцелить нас от наших греховных язв.
Для этого Он лежит сегодня в яслях скотских, терпит младенчество, холод, нужду в чьей-то помощи. Он умалился до Человека – ради каждого из нас.
Установление празднества
В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник.
Начало его относится ко временам Апостолов.
В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру»
Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря (7 января) указывает святитель Климент Александрийский.
В III веке о празднике Рождества Христова упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея.
Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, 20000 никомидийских христиан были сожжены в храме в праздник Рождества Христова.
В IV веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, о празднике Рождества Христова поучают святые отцы Вселенской Церкви. Так, святитель Иоанн Златоуст в своем слове в 385 году называет праздник Рождества Христова древним и очень древним.
В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм.
В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения
Однако же, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6(19) января, под общим именем Богоявления.
Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23).
Святитель Григорий Богослов пишет : « .праздник Богоявления, или Рождества; ибо так и иначе называется день сей, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человекам через рождение. Он — Бог, как Сущий и Присносущный от Присносущного, превысший вины и слова (потому что нет слова, которое было бы выше Слова); и Он является ради нас, родившись впоследствии, чтобы Тот, Кто даровал бытие, даровал и благобытие, лучше же сказать, чтобы мы, ниспадшие из благобытия через грех, снова возвращены были в оное через воплощение. А от явления наименование Богоявления, и от рождения – Рождества».
Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезд.
Летоисчисление от Рождества Христова
Рождество Спасителя разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова
Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым, До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.).
Римляне называли это «эрой Диоклетиана».
С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан.
В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376-444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н.э.).
Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию.
В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты.
Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» . Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742 — 814).
В России летоисчисление от Рождества Христова принято лишь с конца XVII века. До этого времени, как это было принято в древней церкви, летоисчисление велось от сотворения мира.
Встреча Рождества
Заканчивается 40-дневный Рождественский (Филипповский, Филиппов) пост.
Сам канун праздника считается строгим, и называется рождественским сочельником. По обычаю, до позднего вечера полагается поститься, ограничившись размоченными в воде сухими зернами. Отсюда и название «сочельник» – сочиво, каша.
После появления первой звезды, помолясь, приступают к святой рождественской вечере, которая называется «первой кутьей».
В некоторых местностях считается что на столе должно быть 12 разных постных блюд. Обязательные блюда на столе -кутья (кутя, сочиво) – блюдо из пшеничных, рисовых или других зерен с ягодами и медом и узвар (взвар) – насыщенный компот из сухофруктов.
За стол нужно садиться всей празднично одетой семьей с появлением первой звезды, в память о звезде Вифлеемской, возвестившей рождение Христа. Стол в этот день должен быть накрыт белой скатертью, сервирован лучшей посудой и приборами и украшен композициями из еловых ветвей, свечей и лент.
Сама трапеза начинается с приема кутьи. Затем подают закуски — винегреты, рыбу и салаты. Потом — красный борщ, грибной или рыбный супы, неизменными спутниками которых является закусочная выпечка — сочни. В конце трапезы подают сладкие маковые рулеты, медовые пряники с киселем или компотом из сухофруктов. По традиции каждый сидящий за столом должен отведать все приготовленные блюда. Еще одно важное условие — ужин в Сочельник безалкогольный. Все блюда — постные, жареные и заправленные растительным маслом — готовятся без мясной основы и без применения молока или сметаны. Горячее на стол также не подается.
А.Амман. Путь отцов. Иероним Стридонский Проповедь на Рождество Христово М,1994.
Когда было введено летоисчисление от Рождества Христова? www.pravoslavie.ru/
Свящ. Максим Шиткин Проповедь на Рождество Христово Отрок.ру
Свят. Григорий Богослов Проповедь rojdestvo.paskha.ru
Свят. Иннокентий Херсонский Проповедь rojdestvo.paskha.ru/
Рождество Христово tradiciay.ru/
Рождество Христово у восточных христиан ..www.calend.ru/holidays/0/0/2/
Сочельник http://www.interfax.by/
Александр А. Соколовский
Ждём, ждём Рождество! Это и радость и свет, и убеждение, что человек не оставлен.
Молодцы! С удовольствием и радостью прочёл.
Рождество для всех христиан- это и чудо, и надежда, и радость празднества
Влияние Владыки очевидно !
Рождество Христово- это истина, а веяния типа «новый год» — фальшь
А до праздника надо быть в строгости духовной!
Печально, что паства и Владыко Филарет разделены житейски
Только с годами понял Чудо Рождества
Рождество — ясность! Но суета вокруг 31 декабря утомляет1
Да! — это Рождество 2014 уже другой Владыко у нас.
И где был бы человек, если бы не Родился наш Иисус Христос?!
Мы немощны! Но давайте хоть в Сочельние 6 января трезво попостимся!
С Рождеством всех вас!
Лучший подарок горожанам — служба в соборе