Не знаю, как остальных прихожан нашего храма, но меня часто мучают сомнения. Они бывают разные. К примеру: читаешь Евангелие и думаешь, как Господь смог идти по воде — ведь это противоречит здравому смыслу, а следующая мысль – на то он и Господь, а ты грешный усомнился. А ведь это, наверное, грех – сомненье то моё. И решил я изучить — как его понимают наши наставники. Вот, что из этого получилось. Для начала скажу – сколько людей, столько и методов борьбы с сомнениями.
Есть люди, для которых, сомнение это естественный процесс. Для них есть стремление обладать полнотой знаний о Боге. Но невозможность познать Бога полностью естественно вызывает вопрос, а такой ли Бог на самом деле. И начинаются вопросы, сомнения. И получается, раз Бога познать нельзя, то их сомнения — не в Боге, а в их представлениях о нем. И поэтому когда появляются сомнения, это говорит о том, что им их знаний о Боге уже недостаточно. «Что Бог мне говорит: да, ты это все теперь познал, а смотри на Меня, я больше этого. Ты не можешь удовлетвориться той картиной, которую ты себе составил, она такая же малая, как ты сам, как твой ум, как твое образование, как твое воображение. Ты откройся и поставь вопрос: что могут другие думать об этом? Какие бывают другие ответы? И не бойся, Я не обижусь, если ты поставишь Меня под вопросом, потому что не Меня, как Меня ставишь, а твое представление обо Мне», — Антоний Сурожский. (1). И если следовать этой логике, то сомнение для этих людей является мощнейшим стимулом для дальнейшего познания Бога.
Однако люди разные. И не для всех вышесказанное подходит. У многих людей сомнение переходит в смущение, тоску. Люди замыкаются, начинают винить себя, что сомнениями они грешат. И здесь очень уместны слова митрополита Вениамина (Федченкова) (2) — «единственное зло есть только грех» Но и оставлять такое состояние души нельзя, ведь оно вызывает беспокойство, человек мучается. Как освободится от такого состояния. В краткой форме попытаюсь изложить предложения митрополита Вениамина (Федченкова) (2), как бороться с сомнениями:
— не пробуй бороться, то есть от сомнений не избавишься – успокойся
— не обращай на них внимание
— обратись к священнику
— не оставайся один
— попробуй чрез силу, но заснуть
— молись, для борьбы с сомнениями есть специальные молитвы.
Отдельно хотел бы остановиться, на еще одном виде сомнения – от лукавого. Ведь все мы понимаем, что раз мы верим в реальность Бога, то должны верить и в его врага – сатану. И все хульные (любые, не только богохульные, но любые дурные) мысли – это от беса. Хотелось бы это особо подчеркнуть, потому что очень широко распространено мнение в неверие силы сатаны. Почему-то мы все верим в силу и могущество Бога, забывая, что есть враг – сатана. И в этом случае, митрополит Вениамин предлагает следующие методы борьбы:
— отгоняй от себя сатану “Отойди, отойди: я чувствую твое нападение”. “Пришел Христос — моя помощь”
— именем Иисусовым отгоняй врага — не молитвой, а просто именем Господа отгоняй врага
— крестным знамением, иконами, просфорой
— причащайся.
В заключении хочу сказать о себе, в разные моменты жизни посещают сомнения, и они бывают разные. Самые страшные от сатаны. И с ними одна борьба — отгоняй от себя. Святые отцы говорят, что только немногие люди могут прогнать сатану – «Вон». А для остальных остается молится, я когда становится совсем сложно и не знаю, что делать читаю молитву Господню. После неё:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
М.Ю. Лермонтов.
1. http://www.pravmir.ru/o-somnenii-2/ — митрополит Сурожский
2. http://www.pravmir.ru/est-li-grex-v-somnenii/ — митрополит Вениамин
Всё от Бога, и даже искушения. Бог нас проверяет, испытывает. А уже совсем другое — принял ты какую-то нехорошую мысль, пропустил ли ты ее через себя или нет. Во всем промысел Божий. И если на то Божьей воли не будет, тот ,кто с рожками даже и пальцем не пошевелит.
а за статью — спаси Господь, хорошая
Да, мне тоже понравилась.