Жыццё карае грэх вялікі грозна,
Гасподзь даруе шчодра, што было,
Схіліся да Яго, пакуль не позна,
Пакінь былое, што прынесла зло.
Смерть есть общая участь всех людей. Но к нашей радости христианство трактует, что она не есть для человека уничтожение, а только отрешение души от тела.
Истина бессмертия души человека одна из основных истин христианства. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
В Новозаветном Священном Писании смерть называется :
-«исходом души» (буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2 Петр. 1:15),
-освобождением души из темницы (2 Кор. 5:1),
-отложением тела (зная, что скоро должен оставить храмину мою — 2 Петр. 1:14),
-отрешением (имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил. 1:23),
отшествием (время моего отшествия настало (2 Тим. 4:6),
успением (Давид почил (Деян. 13:36).
Св. Иоанн Златоуст, описывая смертный час, учит: «Тогда нужны нам и многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от Ангелов при шествии через воздушное пространство. Если путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей миродержателей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!»
На основании указаний Священного Писания святые Отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви.
Изображение этого пути представлено в житии преп. Василия Нового, где усопшая блаженная Феодора передает спящему ученику преп. Василия, что она видела и испытала после смерти при восхождении на небо.
Путь души по исходе из тела принято называть «мытарствами».
Митр. Макарий упоминает наставление ангела преп. Макарию Александрийскому, по поводу образности сказаний о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных».
По церковному учению, после трёхдневного пребывания у гроба душа умершего с 3-го по 9-й день находится в райской обители, а с 9-го по 40-й день ей показываются адские мучения.
Душа, будучи по природе жительницей того мира, освобождаясь от тела, становится способной совершенно иным, свойственными лишь ей образом, в отличие от тела, видеть тот мир. Там душе всё открывается. И если, как пишет апостол Павел, в земных условиях мы видим «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», то там «лицом к лицу» (1 Кор. 13; 12), то есть так, как есть в действительности. Это видение или познание в отличие от познания земного, носящего в основном характер внешний и часто чисто рассудочный, по смерти тела приобретает иной характер – сопричастности познаваемому.
После трех дней начинаются своего рода испытания личности. Сначала – перед лицом добра. Душа проходит путь по всем добродетелям. Следуя Апостолу, это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание» и т.д. (Гал. 5; 22). Так, в течение шести земных дней произойдет особое испытание души перед лицом всех добродетелей.
Подобное же испытание происходит и дальше, с 9-го по 40-й день. Начинается этап, который обычно называют мытарствами. Здесь открывается душе вся сила каждой ее страсти – ненависти, зависти, гордости, лукавства, блуда, чревоугодия……
Мытарства, по учению Церкви, — зто судилища, или места временной остановки душ по исходе из тела в воздушном пространстве, где духи зла, задерживая души усопших, обличают грехи, совершенные ими в земной жизни, до разлучения с телом.
Души усопших, при восхождении от земли на небо для поклонения Богу до кончины мира и дня Страшного Суда в сопровождении ангелов, проходят воздушное пространство и истязаются духами зла на мытарствах.
Каждое мытарство обличает свой, особенный род греха, и в распределении их наблюдается последовательность: от менее тяжких до менее простительных.
Так, на первом мытарстве истязуются грехи слова, общие всем людям, — празднословия и сквернословия, а на двадцатом — грехи исключительно противохристианские — бессердечия и жестокости.
Конечно, большему истязанию подвергаются на этих мытарствах души тех, кто на земле жил в откровенном противлении Господу, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Еф. 2, 2).
Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще св. апостол Павел писал христианам Церкви Ефесской: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам. можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против» духов злобы поднебесных» (Еф. б, 11-12).
«Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31)
Указание на существование мытарств прослеживается начиная со П века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, — с св. Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста.
Особенно ярко оно описано у св. Кирилла Александрийского.
В свое время оно исповедовалось русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.
В православном богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную» (Мф. 13, 49:50).
О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно»
Отцы Церкви полагают, что мучения грешников до Страшного суда имеют характер предварительный. Эти мучения могут быть облегчаемы и даже могут быть сняты по молитвам Церкви .
Таким образом, тема о «мытарствах» составляет материал нравоучительного, воспитательного свойства, педагогического характера.
Церковь на земле славит Бога, объединяет верующих и воспитывает их нравственно, чтобы помочь им в достижении жизни вечной, в Боге, в достижении святости, без которой «Никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Для этого нам и необходимо непрестанное церковное наше общение, нас земных, с Небесной Церковью.
У Господа, Пастыря Церкви, как бы два стада: небесное и земное В Послании Восточных патриархов XVII века говорится «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; радуется ли один член, радуются с ним остальные члены». .
Св. Григорий Богослов дал имя земной Церкви его времени «страждущее Православие»: таким оно остается и ныне.
Ап. Павел в послании. к Ефесянам утверждает, что цель всего — обожение в Господе, да будет «Бог — все во всем». И земная жизнь христианина есть, и должна быть местом духовного роста, подъема, восхождения души к Небу.
Сами святители именовали образы суда, непосредственно следующего за смертью, — «мытарствами».
«Мы должны знать, что если мы, познавши Бога, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. Гл. 10).
Св. Иоанн Златоуст говорит «Если мы, отправляясь в какую-нибудь чужую страну или город, требуем путеводителей, то сколько нам нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, воздушных миро правителей, гонителей, мытаре начальников! Посему-то душа, отлетая от тела, часто то поднимается, то ниспускается, и боится, и трепещет. Сознание грехов всегда мучит нас, тем более в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние испытания и страшное судилище».
Иоанн Златоуст очень трогательно пишет о скончавшихся младенцах: «Святые ангелы мирно разлучили нас от тел, и мы, имея добрых путеводителей, безбедно прошли мимо воздушных властей. Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не заметили того, чего хотели. Узрев тело без греха, они посрамились; увидев непорочную душу, устыдились; увидев не оскверненный язык, умолкли. Мы прошли мимо и посрамили их. Сеть расторгалась, и мы избавились. Благословен Бог, не давший нас в их ловитву»
Славянское слово «страсть» означает прежде всего страдание, а также сильное желание чего-либо запрещенного, греховного – то есть в конечном счете тоже страдание.
Страсти – это страдания.
Христианство и предупреждает, что все страсти, будучи греховными, приносят человеку страдания, и только страдания.
Мытарства по своему существу есть не что иное, как своего рода проверка человека на страсти. Здесь человек показывает себя – кто он есть, к чему он стремился, чего он хотел.
Каждая ступень мытарств есть проверка силы вживления определенной страсти в человеке, когда обнаруживается ее полная сила. Тот, кто не боролся со страстью, кто подчинился ей, кто жил этой страстью, культивировал ее, отдавал все силы своей души на ее взращивание, – падает, срывается на этом мытарстве. И это – либо падение, либо прохождение мытарства – определяется уже не усилием воли человека, а действием преобладающего в нем духовного состояния.
Когда мы ведем жизнь правильную (т.е. праведную), живем по заповедям и каемся в их нарушении, то дух наш соединяется с Духом Божиим, и нам бывает благо.
Когда же поступаем против совести, нарушаем заповеди, то дух наш становится единым с демонами-мучителями, и таким образом мы попадаем в их власть. И соответственно степени нашего добровольного согласия на грех, добровольного подчинения себя их власти – они мучают нас. И если на земле еще есть покаяние, то там уже поздно. Но не Бог, оказывается, наказывает нас за грехи, а мы сами страстями своими отдаем себя в руки мучителей.
Вместе с тем мытарства не только проверка – они и залог возможного очищения души по молитвам Церкви.
Использованы работы :
«Православное догматическое богословие» Протопросвитер Михаил Помазанский, azbyka.ru
«Посмертная жизнь души» профессор А. Осипов azbyka.ru
Материал подготовил А.Соколовский
Что-то — а стасть безусловно только страдание