Суббота, 23 ноября
Shadow

Иерей Александр Пальчевский : «Христос – Новый Адам»

«Первый человек – из земли, перстный,

второй человек – Господь с неба»

(1 Кор 15:47)

Боговоплощение – это глубочайшее таинство в истории спасения человечества. Господь наш Иисус Христос  принимает человеческую плоть и становится во всем подобным нам, кроме греха. «Воплощение Господне, — говорит святитель Иоанн Златоуст,  — это корень и источник бесчисленных для нас благ»[1].

«Логос, которым и в котором все вещи были изначально сотворены, восстанавливает всяческое и, восприняв его, сообщает новое направление творению, утратившему движение, заданное Богом»[2]. Это заданное Богом движение было утрачено еще первым человеком Адамом в раю.

В Библии слово Адам используется в разных смыслах: «человек» (Быт. 5:2), «мужчина» (Екл. 7:28), «первый человек» (Нов. 15:7), а так же как имя собственное[3].

Святитель Григорий Нисский дает такое понимание значения имени Адама: «Имя Адам – общее, собирательное,  в переводе с еврейского означающее человек. Адам не отдельная личность, а все человечество. Точно так же слова «сотворил небо и землю» следует понимать в универсальном смысле: они относятся ко всему миру, а не к двум предметам. Адам как «образ Божий» есть все человечество, предназначенное к единству и согласию»[4]. Это единство и согласие было исполнено во Христе Спасителе только после учреждения им Церкви.

Описываемое в книге Бытие совершенство Адама не было абсолютным. Оно являлось основанием для осуществления его призвания. Как известно не была абсолютно совершенной и свободной воля человека, подтверждением чему явилось вкушение плода от древа познания добра и зла.

«Рай, да и вся земная жизнь человека —  был создан Богом, словами святителя Василия, как «главным образом училище и место образования душ человеческих». Вначале человеку был предоставлен путь восхождения от слова к слову, от рая к положению духовного обитателя небес, через упражнения и испытания, которые Господь послал бы ему»[5]. Древо жизни в раю являлось для Адама источником бессмертия. В.Н. Лосский в данном случае проводит параллель с таинством Евхаристии, «которая действительно духовно и телесно нас врачует, питает и укрепляет. Надо питаться Богом, чтобы в свободе достигнуть обожения»[6].

После грехопадения Адам утратил бессмертие, был осужден на смерть и для того, чтобы не остаться в состоянии наказания, изгнан из рая. Последствия греха распространились на всех людей.

Нужно отметить, что святой Апостол Павел называет Адама не только первым человеком (1 Кор. 15:47), но и «образом будущего» (Рим. 5:14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама «первым» и «перстным» человеком (1 Кор. 15:47). «Второй» же человек – это Иисус Христос, одновременно Он – и «последний Адам» (1 Кор. 15:47). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от человека «небесного» (1 Кор. 15:48) – природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь»[7]. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:48-49).

«Сопоставление Адам – Христос проливает свет на все христологическое учение святого апостола Павла, ориентированное на спасение человечества. Подобно тому, как непослушанию Адама противопоставляется послушание Христа, проводится и сопоставление воздействия того и другого на следующих за ними людей. Правда, в отличие от вынужденного следования примеру Адама ветхого человека, новый человек следует за своим новым родоначальником и главой – Христом лишь в свободном  акте веры. Спасение, соделанное Христом, даруется верующим и прощенным по благодати, завершаясь по телесном воскресении»[8].

Далее апостол Павел говорит: «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, переизбыточествуют для многих»  (Рим. 5:15).

«Если в Адаме, — писал святитель Феофан Затворник,  — все подлежали закону смерти, то тем более благодать и дар Иисуса Христа, как излияние любви Божией, в состоянии спасти верующих не только от греха и смерти, но даже даровать им сыновство с Богом и благодатную жизнь».[9]

За одно согрешение Адама все осуждаются на смерть, но в Иисусе Христе обретается освобождение не только от греха Адама, но и от всех вообще грехов. Спаситель через крестную смерть за все человечество оправдал людей перед Богом.

Ибо как смерть Адама по телу и душе внесла и во весь мир смерть и разрушение, так и, тем более, жизнь Иисуса Христа вносит в мир избыток благодати и жизнь – в прощение грехов, в святости, при помощи благодати Святого Духа даруемой верующим; так что наследство Адама – царство смерти, а наследство Христа – царство жизни. Таким образом, Иисус Христос является вполне родоначальником нового человечества и Вторым Адамом,  — говорит святитель Феофан Затворник[10].

«Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу – путем духовно-нравственного совершенствования достичь обожения и привести к Богу видимый мир. После нарушения заповеди и отпадения от сладости рая путь к обожению оказался для него закрытым. Но все то,  чего не сумел исполнить первый человек, выполнил за него воплотившийся Бог-Слово, ставшее плотью,  — Господь Иисус Христос. Он Сам прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога – путь смиренного снисхождения, обнищания и истощания»[11].

Таким образом в воплощении Спаситель восстанавливает возможность соединения человека с Богом.

«Истощание, кеносис — это воплощение в его аспекте смирения и смерти;  но Христос полностью сохраняет Свою Божественную природу и Его истощание есть истощание вольное: пребывая Богом, Он соглашается стать смертным; ибо единственный способ победить смерть – это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место»[12].

Своей смертью и воскресением Христос разрушает разделение между раем и миром: «Еже из мертвых Твое воскресение славословим Христе, имже освободил еси адамский род от адова мучительства: и даровал еси миру яко Бог жизнь вечную и велию милость»[13].

«Христос с момента воплощения и «даже до смерти» добровольно и полностью взял на Себя последствия нашего греха, говорит В.Н. Лосский,  — Он познал все немощи, все ограничения нашего существования, кроме разрушительных страстей, зависящих от нашей свободы. Но только во Христе «недостаточность становилась не злом и ненавистью, а страданием и любовью; вот почему искуситель был отражен Тем, Кто носил в Себе большее, чем рай – Тем, кто есть Сущий»»[14].

Таким образом, являясь потомком Адама по рождению и в то же время, будучи возрожденным во Христе, христианин пребывает в состоянии постоянной связи с первым и вторым Адамом. Каждый из нас призван оставить ветхого человека и облечься в нового, возрожденного жизнью во Христе.

 

Библиография:

  1. 1.                 Библия. М., 2002.
  2. 2.                 Октоих. Ч.1. М., 1996.
    1. 3.                 Триодь Цветная. М., 1999.
    2. 4.                 Сокровищницы духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений. ТСЛ. 2001.
    3. 5.                 Толкование послания св. апостола Павла по трудам Св. Феофана Затворника. М., 2002.
      1. 6.                 Православная энциклопедия. Т.1. М., 2000.
      2. 7.                 Попов И.В. Труды по патрологии. Т.1. Святые отцы IIIv вв. Сергиев Пасад. 2004.
      3. 8.                 Лосский В.Н Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
      4. 9.                 Протопр. Иоанн Мейендорф. Христос в Восточном православном богословии. М., 2000.
      5. 10.             Протопр. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001.
      6. 11.             Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996.
      7. 12.             Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М., 2004
      8. 13.             Шнакенбурк Р. Новозаветная Христология. Т. 2. Брюссель. 1986.


[1] Сокровищницы духовной мудрости. – С.307.

[2] Протопр. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – С.160.

[3] Православная энциклопедия. Т.1. – С.281.

[4] Протопр. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – С.222-223.

[5] Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. – С.176.

[6] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – С.248.

[7] Попов И.В. Труды по патрологии. Т.1. Святые отцы II – Iv вв. — С.667.

[8] Шнакенбурк Р. Новозаветная Христология. – С.14.

[9] Толкование послания св. апостола Павла по трудам Св. Феофана Затворника. – С.345.

[10] Толкование послания св. апостола Павла по трудам Св. Феофана Затворника. – С.346.

[11] Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – С.88

[12] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – С.271.

[13] Триодь Цветная. – Стихира Воскресная. Пятница светлой седмицы. – С.33.

[14] Лосский В.Н Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – С.272.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *