«Первый человек – из земли, перстный,
второй человек – Господь с неба»
(1 Кор 15:47)
Боговоплощение – это глубочайшее таинство в истории спасения человечества. Господь наш Иисус Христос принимает человеческую плоть и становится во всем подобным нам, кроме греха. «Воплощение Господне, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — это корень и источник бесчисленных для нас благ»[1].
«Логос, которым и в котором все вещи были изначально сотворены, восстанавливает всяческое и, восприняв его, сообщает новое направление творению, утратившему движение, заданное Богом»[2]. Это заданное Богом движение было утрачено еще первым человеком Адамом в раю.
В Библии слово Адам используется в разных смыслах: «человек» (Быт. 5:2), «мужчина» (Екл. 7:28), «первый человек» (Нов. 15:7), а так же как имя собственное[3].
Святитель Григорий Нисский дает такое понимание значения имени Адама: «Имя Адам – общее, собирательное, в переводе с еврейского означающее человек. Адам не отдельная личность, а все человечество. Точно так же слова «сотворил небо и землю» следует понимать в универсальном смысле: они относятся ко всему миру, а не к двум предметам. Адам как «образ Божий» есть все человечество, предназначенное к единству и согласию»[4]. Это единство и согласие было исполнено во Христе Спасителе только после учреждения им Церкви.
Описываемое в книге Бытие совершенство Адама не было абсолютным. Оно являлось основанием для осуществления его призвания. Как известно не была абсолютно совершенной и свободной воля человека, подтверждением чему явилось вкушение плода от древа познания добра и зла.
«Рай, да и вся земная жизнь человека — был создан Богом, словами святителя Василия, как «главным образом училище и место образования душ человеческих». Вначале человеку был предоставлен путь восхождения от слова к слову, от рая к положению духовного обитателя небес, через упражнения и испытания, которые Господь послал бы ему»[5]. Древо жизни в раю являлось для Адама источником бессмертия. В.Н. Лосский в данном случае проводит параллель с таинством Евхаристии, «которая действительно духовно и телесно нас врачует, питает и укрепляет. Надо питаться Богом, чтобы в свободе достигнуть обожения»[6].
После грехопадения Адам утратил бессмертие, был осужден на смерть и для того, чтобы не остаться в состоянии наказания, изгнан из рая. Последствия греха распространились на всех людей.
Нужно отметить, что святой Апостол Павел называет Адама не только первым человеком (1 Кор. 15:47), но и «образом будущего» (Рим. 5:14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама «первым» и «перстным» человеком (1 Кор. 15:47). «Второй» же человек – это Иисус Христос, одновременно Он – и «последний Адам» (1 Кор. 15:47). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от человека «небесного» (1 Кор. 15:48) – природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь»[7]. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:48-49).
«Сопоставление Адам – Христос проливает свет на все христологическое учение святого апостола Павла, ориентированное на спасение человечества. Подобно тому, как непослушанию Адама противопоставляется послушание Христа, проводится и сопоставление воздействия того и другого на следующих за ними людей. Правда, в отличие от вынужденного следования примеру Адама ветхого человека, новый человек следует за своим новым родоначальником и главой – Христом лишь в свободном акте веры. Спасение, соделанное Христом, даруется верующим и прощенным по благодати, завершаясь по телесном воскресении»[8].
Далее апостол Павел говорит: «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, переизбыточествуют для многих» (Рим. 5:15).
«Если в Адаме, — писал святитель Феофан Затворник, — все подлежали закону смерти, то тем более благодать и дар Иисуса Христа, как излияние любви Божией, в состоянии спасти верующих не только от греха и смерти, но даже даровать им сыновство с Богом и благодатную жизнь».[9]
За одно согрешение Адама все осуждаются на смерть, но в Иисусе Христе обретается освобождение не только от греха Адама, но и от всех вообще грехов. Спаситель через крестную смерть за все человечество оправдал людей перед Богом.
Ибо как смерть Адама по телу и душе внесла и во весь мир смерть и разрушение, так и, тем более, жизнь Иисуса Христа вносит в мир избыток благодати и жизнь – в прощение грехов, в святости, при помощи благодати Святого Духа даруемой верующим; так что наследство Адама – царство смерти, а наследство Христа – царство жизни. Таким образом, Иисус Христос является вполне родоначальником нового человечества и Вторым Адамом, — говорит святитель Феофан Затворник[10].
«Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу – путем духовно-нравственного совершенствования достичь обожения и привести к Богу видимый мир. После нарушения заповеди и отпадения от сладости рая путь к обожению оказался для него закрытым. Но все то, чего не сумел исполнить первый человек, выполнил за него воплотившийся Бог-Слово, ставшее плотью, — Господь Иисус Христос. Он Сам прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога – путь смиренного снисхождения, обнищания и истощания»[11].
Таким образом в воплощении Спаситель восстанавливает возможность соединения человека с Богом.
«Истощание, кеносис — это воплощение в его аспекте смирения и смерти; но Христос полностью сохраняет Свою Божественную природу и Его истощание есть истощание вольное: пребывая Богом, Он соглашается стать смертным; ибо единственный способ победить смерть – это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место»[12].
Своей смертью и воскресением Христос разрушает разделение между раем и миром: «Еже из мертвых Твое воскресение славословим Христе, имже освободил еси адамский род от адова мучительства: и даровал еси миру яко Бог жизнь вечную и велию милость»[13].
«Христос с момента воплощения и «даже до смерти» добровольно и полностью взял на Себя последствия нашего греха, говорит В.Н. Лосский, — Он познал все немощи, все ограничения нашего существования, кроме разрушительных страстей, зависящих от нашей свободы. Но только во Христе «недостаточность становилась не злом и ненавистью, а страданием и любовью; вот почему искуситель был отражен Тем, Кто носил в Себе большее, чем рай – Тем, кто есть Сущий»»[14].
Таким образом, являясь потомком Адама по рождению и в то же время, будучи возрожденным во Христе, христианин пребывает в состоянии постоянной связи с первым и вторым Адамом. Каждый из нас призван оставить ветхого человека и облечься в нового, возрожденного жизнью во Христе.
Библиография:
- 1. Библия. М., 2002.
- 2. Октоих. Ч.1. М., 1996.
- 3. Триодь Цветная. М., 1999.
- 4. Сокровищницы духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений. ТСЛ. 2001.
- 5. Толкование послания св. апостола Павла по трудам Св. Феофана Затворника. М., 2002.
- 6. Православная энциклопедия. Т.1. М., 2000.
- 7. Попов И.В. Труды по патрологии. Т.1. Святые отцы II – Iv вв. Сергиев Пасад. 2004.
- 8. Лосский В.Н Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
- 9. Протопр. Иоанн Мейендорф. Христос в Восточном православном богословии. М., 2000.
- 10. Протопр. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001.
- 11. Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996.
- 12. Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М., 2004
- 13. Шнакенбурк Р. Новозаветная Христология. Т. 2. Брюссель. 1986.
[1] Сокровищницы духовной мудрости. – С.307.
[2] Протопр. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – С.160.
[3] Православная энциклопедия. Т.1. – С.281.
[4] Протопр. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – С.222-223.
[5] Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. – С.176.
[6] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – С.248.
[7] Попов И.В. Труды по патрологии. Т.1. Святые отцы II – Iv вв. — С.667.
[8] Шнакенбурк Р. Новозаветная Христология. – С.14.
[9] Толкование послания св. апостола Павла по трудам Св. Феофана Затворника. – С.345.
[10] Толкование послания св. апостола Павла по трудам Св. Феофана Затворника. – С.346.
[11] Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – С.88
[12] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – С.271.
[13] Триодь Цветная. – Стихира Воскресная. Пятница светлой седмицы. – С.33.
[14] Лосский В.Н Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – С.272.