Пожалуй, любой человек, даже если он редко бывает в храме, знает, что, помимо свечей, там можно подавать записки о здравии и упокоении. Зачем же мы их подаем и как это правильно делать?
Когда мы оставляем в храме записки о своих близких, мы делаем две очень важные вещи. Во-первых, это значит, что во время богослужения будет совершаться молитва за тех людей, которых мы там записали. Можно и нужно, конечно, молиться дома, однако общественная молитва имеет особую силу, поскольку во время богослужения все люди во главе со священником «едиными устами и единым сердцем» молятся за всех, кто стоит в храме и за кого подали записки.
Но здесь очень важно наше участие в богослужении. Очень неправильно, когда мы просто оставляем записки в храме, но при этом сами не молимся за наших близких ни дома, ни в храме, думая, что кому-то препоручили свою молитвенную заботу о них. Конечно, священник помолится за тех, чьи имена он увидит в записке, и Господь примет эту молитву, но в любом деле, особенно если это касается духовной жизни, нужен наш личный труд. Поэтому подали записку – стараемся сами присутствовать на службе и вместе со всей Церковью молиться за тех, кто нам дорог.
Во-вторых, записка – это, как и свеча, наша жертва Богу и жертва приходу, в который мы ходим. Мы уже говорили о том, что каждый приход содержится своими прихожанами и именно от нас самих зависит, будет ли наш храм красив и благоустроен, и будет ли возможность у прихода заниматься миссионерским и общественным служением. Поэтому, подавая записки и свечи в каком-либо храме или монастыре, мы помогаем им в их разнообразной деятельности.
Иногда люди недоумевают, почему они не слышат вслух своих записок. Дело в том, что гласное поминовение совершенно не является обязательным, поскольку для того, чтобы Господь услышал наши молитвы, совсем не обязательно, чтобы она была громкой. Богу это не нужно. Есть разная практика на приходах. Но, как правило, сейчас, чтобы не прерывать течение Литургии и не перегружать службу, часть записок читается в алтаре священнослужителями, а некоторая часть читается вслух.
В любом случае, не следует переживать, если мы не услышали свою записку. Дело в том, что главное поминовение происходит на первой части Литургии, которая называется Проскомидия и это поминовение всегда совершается в алтаре. Священнослужители и алтарники обязательно читают все записки, при этом служащий священник вынимает из просфоры, то есть особого богослужебного хлеба, частицы, которые потом во время Литургии опускаются в Святую Чашу и таким образом омываются Кровью Христовой. Это очень важное напоминанием, что все мы спасены от греха и смерти Крестной жертвой Сына Божия.
На Литургии поминаются все христиане, и живые, и усопшие, поскольку для Бога все живы. Церковь состоит из всех людей, живущих и живших когда-либо на земле и уже ушедших в другой мир. Однако есть и другие службы. Например, молебны и акафисты. На них всегда поминаются живые о здравии. Молебны, как правило связаны с какими-либо нашими нуждами. Например, есть молебны о учащихся, о путешествующих, о болящих, перед началом доброго дела, благодарственные молебны. На них мы подаем записки, в которых пишем имена тех людей, которые нуждаются в соответствующей помощи.
За усопших, помимо Литургии, мы молимся на панихиде. Это основная заупокойная служба, которая в главных храмах совершается ежедневно после Литургии, а в небольших городских или сельских храмах каждое воскресенье, либо по своему расписанию, которое принято в приходе. Есть особые поминальные дни, которые называются Родительским субботами. Но подавать записки на панихиду можно в любой день, когда у нас есть такая потребность.
Самое важное, чтобы подача записок в храм не превращалось в формальность, чтобы они были молитвенным выражением нашей любви к близким и нашей веры в Бога и Его милость.
Священник Игорь Васько