История установления поста восходит ко временам сотворения человека. Заповедь о посте Господь дал людям ещё в раю: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17). В Новом Завете пост предстаёт как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21).
Господь Иисус Христос Сам постился сорок дней и во время Своей спасительной проповеди Евангелия и заповедал: «…когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17).
По слову святителя Василий Великого: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело».
Установление Великого поста
Правила, традиции и сроки проведения Великого поста формировались в течение нескольких столетий. Уже во II — III вв. в ночь перед Пасхой совершался пост в воспоминание Христовых Страстей, который заканчивался на рассвете перед Таинством Евхаристии. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Он мог продолжаться от 40 часов до семи дней. В течение 40-часового поста ранние христиане полностью воздерживались от пищи. Позднее, во второй половине III и в IV в. встречаются упоминания о 40-дневном посте. Возможно, изначально он не был связан с Пасхой, а проводился после Богоявления как воспоминание 40-дневного поста Спасителя в пустыне и лишь позднее стал предпасхальным постом.
Еще один предшественник Великого поста предкрещальный пост. После II в. cтановится распространенной традиция принимать Крещение в Пасхальную ночь. Обязательной частью подготовки к Таинству являлся пост. Вероятно, с течением времени пост перед Крещением и предпасхальный пост объединились в один.
Святитель Афанасий Великий (ок.298-373) в своем втором пасхальном послании конкретно указывает на 40-дневный пост как на пост, предваряющий праздник Пасхи. Святитель включил в него и Страстную седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за шесть недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока.
Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV- начале V вв. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был не одинаков, различалась и сама традиция проведения поста.
69-м Апостольским правилом была провозглашена окончательная обязательность соблюдения поста всеми христианами: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу (40 дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
О питании в пост
Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства — мера «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать. Именно поэтому самоограничение, самоотвержение и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и само человеческое совершенство. Все призваны по силе своей стараться соответствовать требованиям высоких православных критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати. И достигающие сего, хотя и исполняют все повеленное, никогда не превозносятся, но исповедуют, что они — рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Всем, согласно православному восприятию духовной жизни, необходимо не оставлять доброго подвига поста, но, и допуская послабления, полагаться на милость Божию в самоукорении и осознании своего недостоинства, ибо православная духовная жизнь недостижима без духовного подвига поста.
К правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом, например, только в первую неделю поста и в страстную седмицу.
Первая и последняя недели Великого Поста отличаются своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.
В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, елей и вино.
В праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — разрешается рыба, елей и вино.
Великая Пятница — день строгого поста. Кому это трудно, то они ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.
По праздникам, которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например, по субботам и воскресеньям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино, а на Благовещение позволяется рыба.
В христианском понимании по слову святителя Феофана Затворника:» «Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».
Материал подготовил Александр А. Соколовский