Нехорошо быть человеку одному (Быт.; 2-18).
«Подготовить людей к счастливой семейной жизни – значит подготовить к жизни вообще. Кроме того, это значит сделать счастливым следующее поколение людей, которые вырастут в религиозных семьях, окормленных церковью».
(Из Патриаршего приветствия участникам и гостям 1 конференции домовых храмов при ВУЗах России).
«Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему». Вседержитель знал, что делал. Одиночество тяжело и духовно неполезно. Только в общении с себе подобными и жизни ради других развиваются лучшие духовно-нравственные человеческие качества. Так появляется женщина – жена, на историческом горизонте первого человека, облеченная высоким достоинством «соответственным ему», и, так же, как он, носящая в себе образ Божий. Мужчина и женщина созданы друг для друга. В своем физическом, психическом, эмоциональном различии они являют Божественную гармонию: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.; 2-22,24). Вот эту единую плоть, так же, как гармонию общения людей с Богом в раю, сатана стремится разрушить.
Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке? От своих вечно скандалящих родителей и телесериалов. Что брак может быть вечным, что любовь настоящая встречается и сейчас, они могут только мечтать, ибо не видят этого. Задача священника — помочь молодым разобраться в реалиях мира и свидетельствовать, что они могут любить по-настоящему и быть любимыми. В школах изучают иностранные языки, биологию, математику, но не изучают православный взгляд на любовь, брак, семью, которую будут создавать почти все. Задача священника – восполнить пробелы в подготовке молодежи к семейной жизни, донеся до них основную истину, что счастливый брак возможен только по любви. Тогда все трудности в становлении и развитии семейных отношений будут преодолены совместными усилиями любящей пары и Бога.
«Нехорошо быть человеку одному», – сказал Бог . Нехорошо в том отношении, что многие из его сил и способностей не находили себе применения, что при замкнутости его в себе самом его способности заглохли б и не развивались. Поэтому первозданному человеку и нужен был «соответствующий» помощник, то есть такая же человеческая личность, какой он был сам, творение, которое обладало бы силами и способностями, соответствующими тем, которые были у него. Чтобы через взаимодействие мужа и его помощницы жены могла быть достигнута гармоничная личность и жизнь вообще. Таким образом, священник на соответствующих жизненных примерах показывает молодежи сущность брака в полном и целом соединении двух человеческих личностей. Священник поясняет на примере Священного Писания и святых, что под кровом брака открывается таинственное, небесное, вечное, что брак есть образ божественного, сверхчеловеческого, что начало его здесь, на земле, а завершние, исполнение — на небесах, в вечности.
Каждый из супругов любит другого, как самого себя, или даже больше самого себя, во всякую минуту готов пожертвовать для него всем. Супружеская любовь является, таким образом, отображением беспредельной любви Христа к Церкви. Поэтому супружеские отношения тоже несут характер жертвенной любви, преодолевая грех и порок, освящая друг друга, повторяя подвиг Христов.
протоиерей Андрей Шабаловский