Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Святой Иоанн Лествичник

«Наше жительство — на небесах»

(Флп.3:20).

 

10 апреля православная   Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника.

 

В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь предлагает нам для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна, а в качестве образца представляет его самого, как живую лествицу добродетелей.

Согласно преданию, преподобный Иоанн родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. 

16-ти летним юношей святой Иоанн пришёл на Синай.

Священная гора Синай служила с половины III века убежищем для христианских подвижников, укрывавшихся здесь от гонений. В IV веке, когда гонения на христиан закончились, иночество здесь утвердилось окончательно. Отшельников влекли сюда и священные воспоминания о великих ветхозаветных событиях, явленных здесь, и сама пустынность Синая.

 

Пустынножитель

В окрестностях горы Синая находились особенно пустынные места, которые были удобны для уединенного подвижничества. И в одном из них много лет подвизался Иоанн Лествичник Наставником и руководителем преподобного был авва Мартирий. После четырёх лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Присутствовавший при постриге, авва Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой.  В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу

После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где жил в подвиге безмолвия, поста, молитвы и в покаянных слезах. И, посему, в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилёг отдохнуть под тенью большого утёса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келии. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?»

Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утёса, под которым в полдень я уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовёшь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…»

Иоанн оставлял свое уединение только по праздникам, когда отправлялся в храм на богослужение. В пустыне преподобный провел сорок лет. 

Преподобный действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души. В его житии отмечается, что «он не иначе отходил ко сну, как после продолжительной молитвы, однако же и не изнурял себя неумеренными бодрствованиями».

Точно так же благоразумно поступал он и в отношении к пище: принимал без различия все, что только могли позволить ему его монашеские обеты, но всегда в самом малом количестве и только для поддержания тела.   

Пустынножитием же и удалением от общения с людьми преподобный гасил пламень пищи плотской, так что наконец он покрылся пеплом и совершенно угас. Сребролюбия, которое святой апостол Павел называет идолопоклонством (Еф.5:5), он мужественно избегал, раздавая милостыню и отказывая себе в самом необходимом.

Одарённый проницательным умом, умудрённый духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению. Но, когда явились некоторые, по зависти, упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники же, осознав своё заблуждение, сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их возможности и права духовного собеседования.

Редко посещая кого-либо, а еще реже говоря что-либо, Иоанн этим самым умертвил в себе всякое тщеславие.  «Я не постился чрезмерно,- говорит он сам о себе, — и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся, и Господь скоро спас меня».

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места его жительства.  К нему постоянно приходили посетители всех званий и состояний, желавшие услышать слова назидания и спасения.

 

Игумен

В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырёх лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.  К этому времени относится и написание им известного и замечательного творения «Лествица», от которого, и сам Иоанн получил имя Лествичника.

Поводом для написания «Лествицы» явилось обращение игумена Раифской обители святого Иоанна к игумену Синайской обители преподобному Иоанну Лествичнику. Много наслышавшись о духовных дарованиях игумена Синайского, о его глубокой мудрости в деле управления, вверенных ему для спасения душ, игумен Раифский написал Лествичнику послание, в котором от своего имени и от лица всех иноков обители просил его написать для них руководство в духовно-нравственной подвижнической жизни. «Зная твое о Господе во всем беспрекословное и всеми добродетелями украшенное послушание, мы, маломощные, обращаясь к тебе, как к общему всех отцу, как к старейшему перед всеми и подвижничеством, и силою ума, и как к превосходному учителю, сим нашим посланием умоляем высоту добродетелей твоих… не откажись неленостно о Господе в наше спасение явственно начертать, что потребно и прилично монашескому житию, как истинно великий вождь всех избравших тоже ангельское житие, не почитая сказанного нами за какую-либо угодливость или лесть. Ибо известно тебе, священная подлинно глава, что лесть нам чужда и что повторяем только утверждаемое всеми. Потому и уверяем себя о Господе, что скоро получим и облобызаем ожидаемые нами досточестные начертания на скрижалях, в истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестница стоит на земле (Быт.28:12), которая желающих возводит до небесных врат целыми и невредимыми».

Преподобный Иоанн имел настолько скромное о себе мнение, что это послание Раифского игумена смутило его. И преподобный написал ответ: «Получил я, ко мне, бедному и нищему добродетелями, посланное тобою почтенное твое писание, лучше же сказать предписание и повеление, превышающее силы мои; и я скажу, что если бы не было страха и великой опасности свергнуть с себя иго послушания — этой матери всех добродетелей, то не отважился бы я неразумно на дело, превышающее силы мои. … Ради тебя приступаю к делу сему, умоляя всех читателей, если, кто увидит в труде моем что-либо полезное, плод сего с благодарностью вменить превосходному нашему начальнику, а мне испросить у Бога воздаяние за одно исполнение труда, потому что и Бог вознаграждает не за множество даров и трудов, а за многое усердие.»

 

Лествица

В предисловии к сочинению преподобного Иоанна «Лествице» говорится о том, что «стремящимся к тому, чтобы имена их были написаны в книге жизни, настоящая книга показывает наилучший путь их течению. Ибо шествуя сим путём, найдём, что книга сия непогрешительно, как бы за руку, ведёт следующих ей и несомненно представляет утверждену лестницу от земного во святая, и показывает на вершине ее утверждающегося Бога… Подлинно, весьма превосходно рассудил устроивший нам восхождение равночисленное Господню возрасту по плоти; ибо в образе тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения»

Степени «Лествицы» — это прехождение со ступени на ступень на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11, 12).

Первою ступенью лествицы является отречение от земных пристрастий, а на самой высоте лествицы находится союз трех добродетелей — веры, надежды и любви.

Сама «Лествица» предполагает:

— во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке;

— во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.

Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу. Недаром столпы духовной жизни — преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие — ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Содержание одной из степеней «Лествицы» (22-й) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. …. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно все станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен, и тщеславен. …».

Многообразны темы, рассматриваемые в книге. Одной из духовных тем, поднимаемых Лествичником является тема покаяния, которая напрямую связана с нашим отношением к Богу. Он пишет; «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого…».

И в сегодняшнее время внимательное изучение «Лествицы» является поучительным и назидательным для всякого мыслящего и благочестивого христианина.

 

Иоанн Лествичник Лествица otechnik.narod.ru

Игумен Герман (Осецкий)  Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину azbyka.ru

Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника. vidania.ru

Преподобный Иоанн Лествичник  days.pravoslavie.ru

 

                                      Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *