Среда, 15 января
Shadow

Прощай, и будешь прощён

«Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми»

(Деян. 24, 16).

 

Примирение и прощение

Прощение нужно людям, причём всем людям без исключения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Прощать своих обидчиков нам заповедано Самим Богом: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему». (Лк. 7: 3, 4).

Обида не даёт нам общаться не только с людьми, но и создает преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Уже первый христианский мученик архидиакон Стефан перед смертью следует Христу. Побиваемый камнями, Стефан до последнего вздоха молился и умер с молитвой об убийцах на устах: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян 7:60).

По словам Феофана Затворника «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия, и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом.»

Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24)

Прощение не только предварительное условие новой жизни; оно — одно из её основных элементов. Поэтому Иисус и повелевает Петру прощать неустанно, в противоположность грешнику, стремящемуся мстить без меры (Мф. 18, 21; ср. Быт. 4, 24)

Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в Великом посту, молитвы и поклоны, количество поставленных свечей, — всё, что мы будем делать, если только мы с ближним не примирились —  всё это напрасно. Прощения от Господа мы не получим. Не примет Господь и наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним

Господь предлагает нам простое и всеобъемлющее евангельское условие: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф.7,12). Это золотое правило, это мерило человеческой жизни. Как ты будешь поступать, так поступят с тобой: простишь ты — простят и тебя; поймешь ты — поймут и тебя; пожалеешь кого-то — и тебя в определенное время пожалеют, поддержишь — сам получишь поддержку; поделишься с человеком своей радостью или своим горем — и увеличится твоя радость от того, и уменьшатся твои житейские испытания и твои трудности.

 139

Прощение — милосердие

Прощать – это свойство Божие, проявление добродетели милосердия, ведь Господь совершил величайший акт прощения, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят за наши грехи на Кресте. И мы, носящие в себе образ Божий, созданные по этому образу, должны учиться у Него прощению. Поэтому и апостол Павел говорит нам: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф. 4:32)

Нет греха не прощаемого! Что бы ни натворил человек!

Какая бы бездна беззаконий самых скверных, самых постыдных, самых грязных не была бы у него, так сказать, на счету у его совести, но если он приносит искреннее покаяние и примирится с ближним своим, то тогда Господь простит.

Ибо никакие грехи человеческие не могут победить бесконечного милосердия Божия! Любые грехи любого грешника перед Божиим милосердием — то же самое, что капля перед безбрежным океаном. Капля падает в океан и без следа исчезает.

Православная церковь говорит: сначала примирись с людьми, а уже потом ищи возможность примириться и с Богом. Издавна существовало правило просить друг у друга прощения, а в ответ полагалось говорить «Бог простит», как бы выражая надежду, что на небесах Господь не вменит человеку во грех то, что ему простили на грешной земле.

Прощение — это выполнение сразу двух главных заповедей: любви к Богу и ближнему. Мы не можем без любви к Богу, без принятия Его правил простить ближнего. Пока сердце человека замутнено обидой, злопамятством, агрессией, бессмысленно говорить о том, что человек может соединиться с Тем, кто его создал, Зло за зло рождает большее зло. Прощение же останавливает движение зла.

Прощение наших ближних – важнейшее условие в деле нашего духовного совершенствования. Но каждый из нас знает, как нелегко это делать, как нелегко простить незаслуженную обиду, ответить добром на зло, как нелегко похвалить другого, отозваться хорошо о человеке, который нас осудил или причинил нам боль.

Есть много факторов, отрывающих нас от взаимного миролюбия, от братской любви, взаимного понимания и прощения. Но ничего не даётся без труда и усилий.

Каждый труд венчается удовлетворением. Каждый подвиг человеческий венчается наградой. Венчается внутренней полнотой мира, радости и прекрасных чувств всякая христианская добродетель.

Важнейший момент, необходимый при прощении, выражается великой святоотеческой формулой: «Ненавидеть грех, но любить самого грешника». Это означает, что не следует отождествлять человека с теми недобрыми поступками, которые им совершались. Святитель Иоанн Златоуст поучает «Имеем ли мы, в самом деле, возможность, простить (ближним нашим) столько, сколько прощает нам Господь? Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, ему оказываем благодеяние, или великую милость; нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу. Равным образом, если мы не простим ближних, то через это им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку. Если мы будем бдительны, то не столько пользы нам принесут люди, искренно к нам расположенные и всячески старающиеся угождать нам, сколько наша расположенность к врагам: она сделает нас достойными небесного благоволения и облегчит бремя грехов наших»

По словам Феофана Затворника «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия, и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом».

Наше примирение друг с другом часто начинается на исповеди, в Таинстве Покаяния, которое особо глубоким может быть именно в Великий пост.

По слову святого Иоанна Златоуста: «Если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено».

 

Правильность своего предназначения

Каждый из нас сотворён Богом с чистой душой и стремлением к добру; а всё греховное — это все пришлое, и важно увидеть в ближнем его душу, а не его поступки и заблуждения. Грех не является частью природы самого человека, он приходит в душу извне. Другое дело, что мы сами впускаем грех в нашу душу, но это происходит от нашей слабости. И человек согрешающий — то человек больной, немощный, а значит, достойный жалости, а не осуждения и порицания. Когда мы молимся за обижающих нас, то как раз проявляем жалость, сострадание к ним, видим в них не какое-то воплощение зла, а людей, страдающих от своих грехов. Молиться за обидчиков есть проявление великодушия, а проклинать их —  проявлять слабость души. Жития святых констатируют главную истину: первые христиане шли на смерть и муки, но понимали, что их гонители — лишь орудия в руках сил зла. Они ненавидели грех, но прощали грешников.

Прощение человека — не прощение зла как такового. Саму личность во всём её формате необходимо отделить от ее отдельных проявлений. Прощать трудно, а погружать мир во зло и насилие несравненно легче. Но то, что легче и понятнее, слишком часто делает жизнь невыносимой.  Если человек оскорблен другим или уязвлен другим, словом или делом, то христианин, следуя заповеди Христа, должен его простить. Прощение обиды, сохранение чистого сердца по отношению к окружающим конкретная обязанность каждого христианина. Прощать очень трудно, но жить в состоянии не прощения ещё труднее. Простив, человек не оставляет в своём сердце, душе гнева на другого человека и освобождается от порока под названием «память зла». Осознать свою вину, тем более попросить прощения часто мешает опасение потерять себя, своё достоинство. Если человек чувствует, что он не может сохранять образ Божий, который есть в нем, тогда такое достоинство — христианское. Но если человек охраняет свои эгоистические ценности, тогда это вызывает лишь сожаление. Пока человек держится за идеальный образ собственного «я», ему трудно и прощать, и просить прощения. Чтобы научиться прощать, надо отрешиться от ощущения собственной праведности. Сами мы люди немощные и грешные. Очень важно в любой ссоре, конфликте увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно. Даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то все равно не все сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять свою ответственность за случившееся на себя. Если мы будем объективно оценивать наше участие и долю вины в конфликте, нам будет гораздо легче простить человека, разобраться в ситуации и примириться с ним.

Апостол Павел завещал всем нам: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Чтобы носить чужое бремя надо уметь терпеть. Терпеть не только своих родных и близких, но терпеть даже и самого себя.

А жизнь и отношения свои следует строить по словам святителя Димитрия Ростовского: «С утра будь в молитве серафим, в делах — херувим, в обхождении — ангел».

 

Материал подготовил Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *