Поучение в неделю 31‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 18. 35—43)
Об Иерихонском слепом
Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя (38 ст.).
Просить, благодарить и следовать за Христом
Много городов было на пути Господа нашего Иисуса Христа, когда он ходил по Галилее, Иудее и Самарии, уча в синагогах, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4. 23). Нередко (особенно на праздники) Он приходил в Иерусалим.
И вот однажды, направляясь в Иерусалим, Он должен был пройти через город Иерихон. Здесь при выходе из этого города Он встретил и исцелил двух слепцов (Мф. 20. 34), а в самом городе явил Свое милосердие начальнику мытарей — Закхею, принеся спасение ему и дому его(Лк. 19. 9).
При входе же в Иерихон Он встретил одного слепца, сидящего при дороге и просящего милостыню у всех мимо идущих, в том числе и у богомольцев, через Иерихон направляющихся в Иерусалим. Сегодняшнее Евангельское чтение, братие и сестры, посвящено исцелению Господом этого слепого.
Иисус Христос входил в этот город в сопровождении народа. Прислушавшись к шуму от движения огромной толпы и узнав, что мимо него проходит Иисус Назарянин, слепой стал кричать: Иисусе, Сыне Давидов! Помилуй меня! Почему крича, он назвал Христа не «Иисусом Назарянином», как назвал Его народ, а Иисусом Сыном Давидовым?
Слепые люди, как известно, вдумчивые, самоуглубленные люди. На все известные им события они смотрят внутренними очами, давая им оценку по их существу, по их духовному смыслу. Евангельский слепец, как и некоторые из иудеев, уже знал, что появившийся среди народа Христос есть Тот Сын Давидов, Которого от века всякий еврей чаял (Мф. 22. 42) как Иисуса — Избавителя от всех зол еврейского народа. Поэтому голосом, полным веры во Христа, в Его силу и власть миловать и помогать, он и кричал: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня. Он так много и сильно произносил эту мольбу, что шедшие впереди заставляли его замолчать (39 ст.), но он не внимал им, продолжая так же громко и настойчиво просит Христа о помиловании. Точно также кричали и молили Христа и два слепца, исцеленные Им при выходе из Иерихона (Мф. 20. 30—31). И Господь помиловал и исцелил как этих последних, так и первого слепца.
«Христос, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не спросил у спепцов: веруете ли вы? — как обычно поступал с другими, ибо крики их (о помиловании) уже очень ясно показывали их веру». Поэтому, помиловав последних слепцов, Он помиловал и первого. Подозвав его к Себе, Он сказал: прозри, вера твоя спасла тебя (42 ст.).
Что произошло дальше? По прозрении бывший слепец, радостный и просиявший, мог бы отправиться домой, или мог бы отдаться рассказам о случившемся с ним чуде окружавшим его людям и тем отвлечься от Христа. Но, нет. Произошло другое. Открыв глаза и увидев Чудо творца Христа, он не мог оторваться, отойти от Него. В центре (в фокусе) открывшегося перед ним Божьего мира оказался все Тот же Целитель-Христос. И вот вновь огласился воздух, но уже не криками о помиловании, а возгласами прославления (43 ст.) и неразрывно связанного с ним благодарения Христа за исцеление. А когда Господь отправился дальше, прозревший (как и прозревшие раньше) отправился за Ним. Народ, видя все это, воздал хвалу Богу (43 ст.). Так заканчивается евангельское повествование об исцелении иерихонских слепых.
Чем нас, братие и сестры, назидает это повествование? «Господь, — говорит святитель Григорий Двоеслов, — хочет наставить нас этим чудом, чтобы мы просили Его, хотя Сам наперед знает, чего мы будем просить и что даровать нам по нашему прошение… Он признает за нужное, чтобы мы, прося Его, возбудили свое сердце к молитве».
«Поревнуем же и мы, слепцы, — поучает нас святитель Иоанн Златоуст. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои, пусть многие отклоняют нас от молитвенного пути, будем продолжать свою молитву, ибо сим самым умилостивим Бога. Посмотрите на слепцов: ничто не остановило их».
Ничто не остановило их, братие и сестры, потому, что молитву об исцелении они предваряли молитвой о помиловании. Крепкую же мольбу о помиловании они растворили покаянным чувством о своих согрешениях и сознанием своего недостоинства пред Богом. Поэтому-то так долго и сильно они и просили (кричали) о помиловании. Они знали, что если Господь не простит, не помилует их, то не последует и исцеления. И они еще дольше и больше просили бы у Него помилования и милосердия, если бы Он Сам не подозвал их к Себе. И только когда Христос спросил их: чего они хотят от Него, они ответили: Господи, чтобы открылись наши глаза (Мф. 20. 33), чтобы прозреть (Лк. 18. 41). И умилосердившись (Мф. 20. 34), Христос исцелил их.
Так, братие и сестры, и нам надо поступать. Прежде чем про же нашей души коснется помощь Божия, т. е. благодать утешения, облегчения, вспоможения, тогда и тут надо вспомнить иерихонских слепцов. Получив прозрение, они прославили и возблагодарили Бога, а затем и последовали за Спасителем. Так и нам надлежит делать. Прославлять и благодарить Господа следует не только за полученное от Него благодеяния и милосердие, но и всегда и за все, что бы ни случилось с нами.
Апостол Павел так и учит: за все благодарите (1 Сол. 5. 18). Когда мы в своей молитве о чем либо, только и знаем, что просим и просим Господа, то как бы небо желаем приспустить к земле и Бога — к себе, к своим личным, узким нуждам и заботам, т. е. как бы желаем подчинить Бога своей воле. Когда же прославляем и благодарим Господа, то землю устремляем к небу и свою душу — к Господу Богу, к духовному, небесному единению с Ним, с Его благой волей. И тогда мир, покой и радость снисходит в нашу душу. Поэтому всегда, везде и за все будем славословить и благодарить Господа и тем обретать Его в себе, в своем внутреннем чувстве.
Но и это не все. Слепцы не только прославили Господа и обрели Его в себе, но и последовали за Ним.
Братие и сестры! Следовать нам за Христом, значит всегда живо чувствовать Его в своем сердце, чувствовать в себе самом духовную, постоянную связь с Ним, как Источником благодарных сил и всяческого содействия. Следовать за Христом — значит отдать целиком себя Его благой и спасительной воле, значит творить Его заповеди и прежде всего заповедь о любви к Богу и ближним.
Господи! Как это все кажется трудным нам, слабым и немощным. Как тяжел и сложен путь к Твоим Сионским высотам, к горнему Иерусалиму, к небесной светлости и святости Твоей! Как нелегко животвориться молитвой, как трудно взять в свое сердце Тебя, Источника Жизни и силы, а также и всех своих ближних.
Помоги нам, Господи! Открой наши внутренние духовные очи, чтобы в делах и обстояниях нашей жизни видеть Твое участие, Твое милосердие и любовь к нам, грешным, чтобы в людях видеть подлинных сестер и братьев во Христе!
Благослови и помоги нам, Господи! Аминь.