Послания святого апостола Петра насквозь пропитаны отеческими наставлениями для христиан современников и для тех, кто последует этому учению в будущем, после его смерти. В своих письмах, которые были направлены к иудеям, рассеянным на чужбине, апостол часто обращает внимание на то, что ждёт последователей Христа в последние дни перед «днём суда и гибели безбожных людей» (2 Петр. 3:7). Так же апостол обращает внимание и на то, что ждёт христиан после их смерти.
Во втором послании апостола Петра есть интересные сведения о том, что нынешняя земля и небеса сохраняются для огня, который опалит всю землю: «А нынешние небеса и земля, волей того же Слова, сохраняются для огня, и их сберегают для Дня Суда и гибели безбожных людей» (2Пет. 3:7). «В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса, разрушатся и сгорят небесные тела и земля с её делами будет признана виновной» (2Пет 3:10). Это учение об уничтожении мира огнем является оригинальным учением ап.Петра и нигде больше в корпусе новозаветных посланий не встречается подобного. В других местах речь идет лишь об огне, как очистительной силе (Мф.3,12; 1 Пет.1,7; 1 Кор.3,13). Блаженный Феофилакт Болгарский толкуя послания апостола Петра не оставил без внимания учение о уничтожении мира огнём: «Две главные стихии вселенной: вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии: воздух от испаряющихся вод, а земля — от вод сгущающихся, испарение же и сгущение сие производится огнем, чему поверит всякий, имеющий ум, ибо такую силу получила природа огня от Самого Творца Бога. Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит, чтобы второе погубление нечестивых совершилось чрез огонь». [1]
В вопросе о времени кончине мира апостол также, как и Господь учит, что это время является тайной Божией: «День Господа придёт внезапно, словно вор» (2Пет. 3:9). А причиной того, что Господь ещё не пришёл в великой Славе судить мир является Его любовь и долготерпение. «Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все раскаялись» (2Пет 3:9).
После всех страшных предсказаний о конце мира апостол утешает своих братьев и сестёр во Христе надеждой сотворения Господом нового неба и навой земли где будет царствовать праведность. «Мы ждём, как Он нам обещал, новых небес и новой земли, где будет обитать праведность» (Пет. 3:13). Митрополит Иларион Алфеев пишит, что новое небо и новая земля — это место, где Бог будет «всё во всём», это место где жизнь победила смерть, а добро восторжествовало над злом. Жизнь будущего века, это то царство, «где жилище всех веселящихся и поющих непрерывную песнь, где голос празднующих и голос радости, где совершеннейшее и чистейшее озарение Божества, которое ныне мы принимаем лишь в загадках и тенях»[2]
В первом послании апостола Петра есть интересное место, в котором он говорит о сошествии Христа во ад и о проповеди всем умершим. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящемся в темнице духам, сойдя, проповедовал» (1 Петр. 3:18-19). Это место священного писания даёт повод думать, что Христос после Своего воскресения не только ветхозаветных праведников освободил от оков ада, но и тем, которые «некогда отказались покориться Богу» (1Петр 3:19) дал возможность последовать за Ним. Климент Александрийский выражает уверенность в том, что проповедь Спасителя была адресована всем, кто, находясь в аду, был способен уверовать во Христа: «Разве не показывают (Писания), что Господь благовествовал и погибшим в потопе, лучше же — скованным и содержавшимся в темнице и узах?.. Делает, думаю, и Спаситель Свое спасительное дело. Он и совершил его, всех возжелавших уверовать в Него — где бы те ни находились — через проповедь привлекши ко спасению. Если же Господь сходил во ад не с иной целью, кроме как чтобы благовествовать, — а Он (действительно) сходил (туда), — то благовествовал Он всем или только одним евреям? Итак, если всем, то и спасутся все уверовавшие, даже если они были из язычников, исповедуя (Господа) уже там…» (Климент Александрийский. Строматы 6,6). Исходя из этих рассуждений можно предположить, что те, которым Христос проповедовал, даже если они язычники, которые не ждали пришествия Спасителя, будут иметь возможность ожить во Христе и наследовать Царство будущего века.
В одной из глав своего послания св. Петр предупреждает христиан о лжепророках, которых было множество в народе Израильском и которые будут среди «рода избранного, народа святого, царственного священства» (1 Петр. 2:9). Кто бы мог предположить среди первых поколений христиан, что в эту чуждую всякой неправды веру может проникнуть искажение учения Христова. Но апостол Петр уже тогда предупреждал о лжепророках: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Петр. 2:1-2)
Характерно то, что в этих словах мы видим предупреждение апостола, которое показывает, что именно через лжеучителей христианская вера будет в поношении. Это и происходит в наше время. Атеисты смеются над христианами, говоря о том, что среди них нет мира и единства, что христиане постоянно дробятся на новые учения. Многие псевдогадатели, предсказатели, целители и шептухи прикрываются именем Иисуса Христа. Видя происходящее, народ боится идти в церковь, боясь попасть в общество фанатиков. Лжепророки дали возможность закрасться лжи в общество, которое идёт за Христом, за Истиной. Лжеучители сделали своё дело, дали повод хулить путь истины. Они сыны своего отца и предшественники главного лжепророка — антихриста. Таким людям, которые развращают христиан «придётся дать за всё отчёт Тому, кто будет судить живых и мертвых» (1Пет. 4:5).
Из-за того, что лжепророки дадут повод, развратится обществу в последние времена, появятся люди, которые будут смеяться над учением церкви. О этом пишет апостол Павел: «в последние дни появятся насмешки, идущие на поводу у собственных желаний. Они будут, насмехаясь, говорить: «Где же Его обещанное пришествие? Вот уже и отцы наши упокоились, а всё как было от сотворения мира, так и осталось» (2Пет. 3:4). Но апостол, укрепляя в вере своих братьев и сестёр уверяет, что Сын Божий не тянет со вторым пришествием, что Бог творец времени и оно над Ним не имеет власти. «Любимые мои, вот что вы не должны забывать: для Господа один день – что тысяча лет и тысяча лет – что один день» (2Пет. 3:8).
Библиография:
1.Библия. М 1979.
- Библия. Современный русский перевод. «Российское библейское общество» М. 2012г.
- Митрополит Иларион (Алфеев). Православие: в 2 т. – т. 1. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 864 с.: ил.
- Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкование на второе послание Святого Апостола Петра.
5.Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие и Апостол.
[1]Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкование на второе послание Святого Апостола Петра.
[2] Григорий Богослов. Слово 24, 19, 9-13. SC 284, 82 (Творения. Т 1. С. 357).