Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Литургия Преждеосвященных Даров

«Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь»

Литургией Преждеосвященных Даров называется та литургия, на которой совершается причастие молящихся уже освященными Святыми Дарами. Тело и Кровь Христовы заготавливаются на предыдущей полной литургии святителей Василия Великого или Иоанна Златоуста.

Литургия Преждеосвященных Даров отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Дары освящены заранее, жертва уже принесена. Все богослужение заключается в подготовке к Причастию.

О причащении ранее освященными Святыми Дарами известно с давних времен. Существовала практика, когда диаконы относили Святое Причастие христианам, отсутствовавшим на богослужении, домой. Некоторые люди забирали с собой часть Святых Даров для причастия в течение седмицы. Монахи отшельники также брали с собой Тело и Кровь Христовы, так как многие из них не были священнослужителями и не могли совершать в пустыне Литургию. В Апостольских Постановлениях говорится, что оставшиеся после причащения народа Дары оставляли в дарохранительнице для последующего приобщения больных членов общины.

С древних времен Церковь не совершала в дни Великого поста полной литургии, кроме субботних и воскресных дней. 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено в седмичные дни поста совершать Преждеосвященную литургию.

В современной практике Православной Церкви она совершается в: среду и пятницу первых шести недель Великого поста, четверг пятой седмицы (Мариино стояние), понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Устав также предписывает ее совершение в день памяти Первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя и 40 мучеников Севастийских, а также, когда престольный праздник попадет на седмичные дни Великого поста.

Литургия Преждеосвященных Даров состоит из великопостных часов 3, 6, 9, изобразительных и вечерни переходящей в литургию.

Часы отличаются от обычных тем, что в каждый вставляется кафизма, тропарь и поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Во время чтения 3-го часа мы просим, чтобы Господь, ниспославший в День Пятидесятницы в 3-м часу Святой Дух на апостолов, обновил Его и в нас.

На 6-м часу вспоминаем распятие Христа на Кресте и просим, чтобы Господь простил наши грехи.

На 9-м часу воспоминаем телесную смерть Спасителя и просим умертвить наши страсти.

С XVI века авторство Преждеосвященной литургии начали приписывать Римскому епископу святителю Григорию Двоеслову. Это мнение возникло из-за почитания святого Григория, который в VI-м веке восстановил древние, забытые на Западе обряды, но сохраненные на Востоке, в том числе и литургию Преждеосвященных Даров. В настоящее время в Благодарственных молитвах после литургии читается ему тропарь и кондак.

Святая Православная Церковь не  оставляет нас без своей материнской заботы. Даже в дни Великого поста, периода покаяния и глубокого пересмотра своей жизни, когда по Уставу не положено совершать полную литургию, она дает нам возможность соединиться со Христом причастившись заранее освященными Святыми Дарами.

Эта церковная забота о нас еще и еще раз показывает, что каждый настоящий православный христианин должен по возможности как можно чаще приходить в храм и не только в воскресные дни. Нужно стараться посещать также будничные богослужения, которые помогают глубже проникнуться покаянным чувством. Следует по возможности чаще приступать к Чаше Христовой. Пост время покаяния и исправления, но без Святого Причастия оставаться нельзя.

На Преждеосвященной литургии не причащают только младенцев, чтобы не было попрано Святое Таинство, так как ребенок может поперхнуться.

Причастие Тела и Крови Христовых это жизненная необходимость каждого христианина. Господь наш Иисус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин. 6. 53,54).

Святые Дары это главный Божественный источник, который укрепляет нас в духовном подвиге. Великий русский классик Федор Михайлович Достоевский говорил: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». В дни Великого поста это противостояние усиливается и только от нас зависит какую сторону мы примем. Именно Причастие Тела и Крови Христовых помогают нам всегда оставаться верными воинами Спасителя нашего.

Материал подготовил диакон Димитрий Качановский

4 Comments

  • Михаил Иванович

    Это очень точные определения.Сухо, кратко и самое главное осмысленно.Умиляет авторство таких умных и точных характеристик Литургии.Спасибо автору за маленький светильник в моём тёмном царстве православного невежества.Буду следить за дальнейшим развитием рубрики.Может дерзнете другие определения дать.

  • Вениамин Викторович

    спасибо отцу Дмитрию, очень познавательно, емко, вот бы больше таких авторов! плюс тибе!

  • Ксения

    Михаил Иванович,не согласна, что статья сухая! Написано свежо и читается на одном дыхании! Автору спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *