19 февраля день памяти святителя Фотия, Патриарха Константинопольского
Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский родился около 820 года. Он был племянником патриарха святого Тарасия, т.е. по рождению принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон.
Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате.
Карьера его началась на государственной службе в самых высоких сферах; известно, что он путешествовал с дипломатической миссией ко двору арабского халифа.
Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними».
Дом Фотия в Константинополе был центром оживленной интеллектуальной жизни столицы. У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни – всей душой он стремился к иночеству.
Возведение на Константинопольскую кафедру
В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия.
Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека, достойного занять первосвятительский престол.
И в 858 году Фотий, будучи мирянином, был возведен на патриарший трон, пройдя за шесть дней последовательно через все низшие степени священства от чтеца до епископа. В том, что мирянин был избран патриархом, не было ничего необычного – история знает много таких случаев (Тарасий, Никифор, Амвросий Медиоланский).
Между тем патриарх Игнатий и его многочисленные приверженцы энергично восстали против избрания Фотия; они отлучили от Церкви его и его сторонников и окружным посланием к восточным епископам и римскому папе оповестили христианский мир о несправедливости, какую потерпел Игнатий. В защиту Фотия император Михаил отправил в 859 году в Рим посольство с богатыми дарами, дабы получить от папы Николая признание Фотия в сане Константинопольского патриарха и предложить ему прислать в Константинополь своих послов для участия в намечающемся соборе.
Папа Николай, отличавшийся умом, твердым характером и гордым сознанием высокого значения папства, поступил высокомерно. Он отправил в Константинополь двух своих легатов с целью ознакомления с делом патриарха Игнатия.
В письме к императору Михаилу папа требовал тщательного расследования этого дела в присутствии низложенного патриарха, находившегося в ссылке, а в письме к Фотию отказывался признать его патриархом, пока не получит благоприятных известий от своих легатов. В то же время папа Николай, в духе папской политики, требовал, чтобы власть папы была восстановлена во всех областях, отнятых у римской церкви византийским императором Львом III.
Однако, на Константинопольском соборе 861года, где присутствовали 318 греческих епископов и два папских легата, патриарх Игнатий был формально низложен.
Папа Николай, узнав о ходе дел и то, что в Византии не обратили внимания на другие его требования, собрал в 863 году в Риме собственный собор, на котором отлучил от церкви и низложил Фотия, а Игнатия признал законным патриархом.
Византийское правительство, однако, продолжало поддерживать Фотия и со своей стороны энергично выступило против Рима.
Разгорелась открытая борьба между церковью восточною и западною.
Борьба церквей
В этой борьбе, получившей вскоре принципиальный и общий характер, восточная церковь стремилась отстоять свои права свободы и независимости от притязаний на господство и завоевательных стремлений римской церкви, а эта последняя и на востоке стремилась отвоевать себе новые права господства и власти, чего она уже отчасти достигла тогда на западе.
Но патриарх Фотий, отличавшийся высокопросвещенным умом и тонким политико-дипломатическим тактом, понял опасность, грозившую восточной церкви, и во всеоружии своей энциклопедической учености и государственной проницательности выступил на защиту православной Церкви.
В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году – святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке.
Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных.
Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании
В 867 году он созвал в Константинополе соборе, на котором присутствовало около тысячи епископов и представители всех восточных патриархов. На этом соборе были осуждены догматические и дисциплинарно-обрядовые нововведения римской церкви и особенно римское учение о Filioque, а папа Николай со всеми его сторонниками был отлучен от Церкви.
В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу
На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его…».
Во вторичное патриаршество Игнатия (867-878 г.) со стороны греческой Церкви были сделаны римской церкви некоторые уступки в духе требований папы Николая.
Но, когда, после смерти патриарха Игнатия 23 октября 878 года, патриаршую кафедру вновь занял Фотий, то он на соборе 879 года, в присутствии 383 епископов и папских легатов, достиг того, что был признан законным патриархом константинопольской церкви. Наряду с этим собор осудил постановления 869 года, направленные против Фотия и в пользу притязаний папства, приняв восточное учение об исхождении Святого Духа и признав за папой главенство только на западе.
При таких обстоятельствах, неминуемо должен был воспоследовать открытый разрыв между римской и восточной церквями. Формально он был приведен в исполнение папским легатом, кардиналом Марином, который объявил в 880 году в Константинополе, что Рим прекращает общение с Фотием; а папа Иоанн VIII отлучил его от церкви.
Преемники этого папы (Мартин II и Адриан III) держались того же направления, и борьба между восточной и западными церквами продолжалась.
Еще раз эта борьба была приостановлена, когда преемник императора Василия, Лев VI Мудрый, заставил знаменитого патриарха освободить кафедру для брата царя Стефана.
И в 886 году Фотий удалился в монастырь.
Святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.
Со смертью его начатое им дело защиты православной церкви от деспотических притязаний римской церкви не погибло, но продолжалось и закончилось отделением западной церкви от единства Церкви Вселенской в 1054 году.
Прославление
Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры
Патриарх Фотий был величайшим светилом греческой учености и образованности. Имя его, как богослова, философа и вообще энциклопедически просвещенного мужа, всегда будет бессмертно, потому что в его многочисленных и разнообразных литературных трудах нашли своё выражение и отчасти завершение лучшие культурные идеалы византийско-восточной науки и блестяще отразился национальный эллинский гений целой эпохи средних веков.
В истории греко-восточной Церкви Константинопольский патриарх Фотий прославляется как «равноапостольный», как «великий вселенский учитель», как «чудо своего времени и веков последующих».
Патрология›Мейендорф odinblago.ru
Фотий Константинопольский drevo-info.ru
Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский. patriarchia.ru
Святитель Фотий Константинопольский, патриарх azbyka.ru
Святоотеческое наследие – Святейший Фотий, патриарх. tvorenia.russportal.ru
Александр А. Соколовский
Святой Фотий сохранил нам первозданность православной веры. Имя его для нас присно поминаемо.
Поражает вера личная и осознание правоты.
Именно Фотий сохранял православие в первозданности. Но, сегодня хрисианским конфессиям надо быть вместе.
Просвещайте нас и далее. От Святых образовнных праотцев духовных и мы можем укрепиться в вере нашей и быть следователями Господу нашему Иисусу Христу.
Весьма прискорбно, но Догматические посылы веры — базисны и богодуховны.Святитель Фотий -столп Православной веры
На сайте соблдается трацицияверы. Но про Валентина- исключение.
375297817019@mms.mts.by
Храните Веру, достопочтенные.