Защитник Истины
25 декабря православная церковь чествует чудотворца святителя Спиридона, епископа. Тримифунтского.
Святитель Спиридон Тримифунтский родился ок. 348году на острове Кипр. Он был пастухом, имел жену и детей.
Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь одарил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта.
Однако же, на иконах на голове у Спиридона, не епископская митра, а шапочка из овечьей шерсти. Пастухом долгие годы был он, а когда воля Божия привела его на епископскую кафедру, чтобы пасти словесных овец Христовых, то образ жизни Спиридон не поменял: крестьянская еда, воздержность в быту, доходящая до бедности, пастушеская шапка. А в сане епископа святитель соединил пастырское служение с делами милосердия.
В 325 году Спиридон принимал участие в работе I Вселенского Собора, созванного императором Константином по поводу учения александрийского пресвитера Ария.
IV век, век жизни святителя, был тем временем, когда успокоившаяся от внешних гонений Церковь стала терзаться внутренними болезнями. Ложные учения, ереси стали тревожить умы верующих людей. Эпоха требовала богословского подвига и защиты апостольской веры на выверенном языке философских понятий.
Спиридон менее всего подходил для этого. Он был молитвенником, подвижником, праведником, но никак не книжником и не оратором. Однако, святой пошёл на Никейский Собор,
К этому времени ересь Ария начинала колебать людские умы. Этот священник дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было.
И Спиридон решил вступиться за Истину против кощунства Ария. Он вступил в спор СС сторонником Ария.
Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его. Но Спиридон совершил нечто неожиданное. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках.
И «Слава Тебе, Христе Боже!»
В руках святого вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части.
«Смотри, философ, — громко сказал Спиридон защитнику арианства, — плинфа (кирпич) одна, но в ней — три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух».
Конечно же, против таких неоспоримых доводов должна была умолкнуть земная мудрость.
Свершаемые чудеса
Внутренние богатства благодати, которые носил в себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена пророков Илии и Елисея
Через своих пророков великих Илию и Елисея Бог совершал чудеса.
Спиридон был подобен им. Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого архиерея, поскольку небо слушалось святого.
Подобно Елисею, который проверил наличие на себе духа Илии, разделив воды Иордана (4 Цар. 2, 14), и святитель повелевал водной стихией. Он шёл однажды в город, чтобы вступиться за несправедливо обвинённого знакомого, и разлившийся ручей угрожал преградить ему дорогу. Но, святой запретил воде именем Божиим и продолжил путь
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась дождем, прекращались непрерывные дожди, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося помощи. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся «великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся рядом люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более радовало их сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слышали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление».
Илия и Елисей — великие святые, но не их именем назывались израильтяне.
Отец народа и одновременно отец всех верующих — Авраам. Это его непостижимая преданность Богу стала основой всей последующей священной истории. Одной из главных черт, характеризующих Авраама, было милосердие и странноприимство. Когда мы говорим о Спиридоне, мы всегда вспоминаем праотца, поскольку любовью к нищим и странникам святитель вполне ему уподобился.
Дом Спиридона Тримифунтского не закрывался для странников. Из его кладовой любой бедняк мог взять в долг любое количество пищи. Возвращал же долг бедняк когда мог. Никто не стоял рядом и не контролировал количество взятого и возвращённого.
Вместе с тем, жестокие и корыстолюбивые люди в лице Спиридона встречались как бы с Самим Богом, страшным в Своей справедливости.
Житие описывает несколько случаев, когда святой наказывал и посрамлял купцов, не стыдившихся наживаться на чужой беде.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу († ок. 348).
В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.
«Ходящий» святой
Знакомство со святыми и со всем тем сверхъестественным, что было в их жизни, является пробным камнем для человеческого сердца. Очевидно, мы не можем повторить жизнь великих угодников. Но радость о том, что такие люди есть, и вера в то, что описанные чудеса действительны, говорит о том, что мы с ними одного духа
Мощи святителя до второй половины VII в. почивали в городе Тримифунте, а затем из-за набегов арабов они, вероятно, по приказу императора Юстиниана II (685–695 гг.), были перенесены в Константинополь.
В 1453 году, когда столица Византии пала под натиском турок, священник Григорий Полиевкт, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Фесприотийскую Парамифию (совр. Сербия), а в 1456 году привез их на остров Корфу (по-гречески Керкира), где искали спасения многие беженцы из Византии. На Керкире Полиевкт отдал священные останки во владение своему соотечественнику священнику Георгию Калохеретису. Последний завещал бесценное сокровище сыновьям Филиппу и Луке. Дочь Филиппа Асимия в 1527 году вышла замуж за керкирца Стаматия Вулгариса. Ей в наследство отец передал мощи Спиридона, и с тех пор до 60-х годов 20 века останки святого принадлежали семье Вулгарисов.
В завещании иерея Георгия Калохеретиса было сказано, что святые мощи будут принадлежать семье Калохеретисов и должны передаваться от поколения в поколение до тех пор, пока этот род из каждого своего поколения будет давать одного священника. Однако в 60-е годы XX века митрополит Керкиры Мефодий не рукоположил ни одного представителя этой семьи во священники, в результате чего святые мощи перешли во владение Керкирской митрополии.
Неизвестно, когда и по каким причинам десница была отделена от мощей святителя.
По свидетельствам Христодула Вулгариса ( XVII век), в 1592 году десница была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который в 1606 году передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный католический церковный историк, в свою очередь, передал десницу церкви Божией Матери в Риме.
В ноябре 1984 года, накануне праздника святого Спиридона, усилиями митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея, святыня была возвращена Церкви Керкиры.
Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – Божьей Милостию они полностью нетленны. Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.
Чудом является и то, что покровитель странников св. Спиридн Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается.
В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.
Где живёт святитель Спиридон www.simvol-veri.ru
Святитель Спиридон Тримифунтский http:borisov-spas.com
Спиридон Тримифунтский www.spyridon-trimifuntsky.narod.ru
Александр А. Соколовский
Слава Богу и мы в Воскресенском соборе поклоняемся Святому Спиридону Тримифунскому
Спиридон свят в служении Богу и людям, свят собственной своей жизнью. И посему и мощи нетленны, и он «странствует»
Святой Спиридон свят и в служении, и в обычной жизни. Единый подход ко всем христианам: личная нравственность прежде всего.Это пример для подражания нашим современникам.
Поражает простота Спиридона и его постоянное стремление помочь слабому. Нет чиновника а есть заботливый Святой.
Вероисповедническая убеждённость является духовной силой святого Спиридона. Нам в пример.
Коль Бог дарует, то и святой творит чудеса. Слава Богу за всё.
Святость всегда нетленна. Тело же страдает по грехам нашим и для вразумления души.
Давайте вместе помолимся в Воскресенском соборе в четверг 25 декабря святителю Спиридону и приложимся к его иконе.
Сегодня замечательно помолились в соборе Спиридону Тримифунскому. Владыка вдохновлял и всё вышло весьма светло