«Потеряв веру в Бога, мыслитель теряет свою величайшую мысль, деятель теряет свою надежнейшую опору, страдалец теряет свое безопаснейшее прибежище, смертный теряет свою единственную надежду»
Что? И почему?
С давних времен люди хотят узнать. откуда и как появился мир? Вселенная? как появилась материя? и что появилось раньше: дух или материя? что такое дух и что такое материя?
Казалось бы, самым верным и надёжным средством познания устройства мира и всех вещей во Вселенной является ум человека, его пытливый разум.
Однако Священное Писание утверждает иначе: «Верой познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое…» (Евр. 11:3). Т.е. в вопросе познания вера стоит выше и играет определяющую роль. Бог создал человека и наделил его жаждой познавать своего Творца и окружающий мир, и никто, кроме Самого Бога-Создателя, не в силах удовлетворить эту потребность.
А для этого необходима вера — вера в Бога и лишь потом вера в себя. Без веры не было бы в истории развития человечества ни одного достижения поскольку человеческие возможности и ресурсы ограничены.
Православная традиция полагает наличие двух типов знания и мудрости: божественное или то, что «свыше» и секулярное (светское) или то что ниже.
Первое познание это сверхъестественное, а второе это познание естественное.
Это соответствует четкому различию между Несотворенным и созданным, между Богом и его творением.
Эти два типа познания требуют и двух методов обучения. Метод божественной мудрости-познания – это общение человека с Несотворенным через сердце. Это достигается благодаря присутствию Нетварной энергии Бога в сердце человека.
Метод светской мудрости-познания это — наука, который состоит в упражнении интеллектуальной логической силы человека (1)
Многие люди считают средством познания научные данные, полученные экспериментально, проверенные и доказанные на опыте. Но это верно только отчасти. Возможности науки, увы, ограничены. И часто то, что не поддается изучению, она выдаёт в виде гипотез и домыслов.
Наука представляет собой попытку описать естественный мир в терминах научных категорий, выведенных из контактов наших чувств с этим миром. Будучи лишь описанием мира, наука может рассказать, чем являются вещи, или о том, что есть, а не о том, как должно быть. Этическое решение — как должно быть — приходит исключительно из вненаучных источников.
Христианин верит, что такой первоисточник — не кто иной, как Сам Бог. Мы верим, что Бог создал мир и нас, живущих в нем. Он вложил в нас понимание того, что значит жить, как подобает разумным человеческим существам, созданным по Его образу.
Великий учёный-физик В. Гейзенберг говорит: «Путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине» (2)
Стержнем познания является вера, а не наука.
Священное Писание утверждает, что средством истинного познания всех вещей в мире является вера Божия. Она через откровение свыше, от Духа Святого, дает разуму смысл и свет.
Христианство утверждает, что, в отличие от всего другого в мире, человек имеет дух. А про дух в Евангелии сказано, что он «дышит где хочет… и не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8).
Через Иисуса Христа мы «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1Кор. 1:4-5), прежде всего духовных вещей, а затем и материального мира.
Наука не доказала и не докажет, что Бога нет. Научного мировоззрения — миросозерцания, научной философии, доказавшей невозможность бытия Божия, не существует. На науке, с точки зрения православной, нельзя построить нравственного учения о должном. На науке нельзя построить учения о сущем.
Этот недостаток восполняет великая христианская религия, которая хранит воспринимаемые сердцем и умом величайшие духовные истины, имеющие нравственное приложение к жизни человека и человечества. Ученые, интеллигенция, рабочие, крестьяне — все разделились и разделяются на верующих и неверующих. Но исходное начало всех и вся — религия. (3) .
Научное описание старается получить ответы на сиюминутные вопросы, на вопрос: что?
Священное же Писание интересует конечный вопрос: почему?
Верой познаем
Cвященное Писание говорит: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:2-3). Любовь к Богу открывает человеку горизонты познаний через непосредственное откровение от Бога; оно является высшей формой знания и достигается верой
«Верой познаем, что веки устроены словом Божьим.» (Евр 11:3)
Слово «Веки» — старославянское слово, означающее материальные миры, окружающую нас Вселенную. Верой мы познаем, что эти веки, эти материальные миры, вся Вселенная «устроены словом Божьим» и что «словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).
Нам в жизни даны два аспекта действительности, в создании которых мы не принимали никакого участия, — это мир природы и Библия. Мир природы является творением Бога-Логоса, продуктом Его действия; Библия же, Слово Божие, — продуктом Его творческого решения. Бог не просто создавал, но творил мир, т. е. подходил к созданию Вселенной, как творческая Личность.
Он произнес Свое слово Творца — и появились целые миры. «И сказал Бог: да будет…», и появилась Солнечная система, а в ней — наша Земля, Солнце и Луна, на Земле — растительный и животный мир и венец творения — человек.
И все это возникло не хаотично и бесцельно, но «устроено словом Божьим», приведено в порядок, гармонию, обладает целесообразностью и полезностью и подчинено точным физическим законам.
Бог — Творец и Создатель всех живых существ. Это Он дает каждой клетке жизнь, дух и потребности. Живая клетка — это сочетание физического и духовного миров. Физический мир нам знаком, его можно измерить.
Но духовный мир — это нечто такое, что измеряется совсем по-другому и совершенно не поддается научным исследованиям. Господь имеет суверенную власть над жизнью, заключенной в каждом живом существе. И каким-то образом, который выше нашего понимания, Он и есть эта жизнь, как об этом говорит Апостол Павел: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17).
Все духовное познание истины Божией приходит нам через веру от Духа Святого. Невозможно любить Бога, не имея веры в Него. Вера и любовь приходят одновременно: вера рождает в нас любовь к Богу, а любовь дает нам познание Бога.
Вера открывает внутренние глаза, чтобы видеть действия Божии, и внутренние уши, чтобы слышать Его голос. Сама же она утверждается не на мудрости человеческой, а на силе Божией (1Кор. 2:4-5).
Ученый, как и всякий человек, призван стремиться к истине, научной истине. Но ведь не только к ней. Существуют истины еще более глубокие — это истины нравственные, истины о наших целях, предназначении и ответственности.
Естественные науки исследуют законы природы, но в нас самих мы находим еще один закон — нравственный. Этот закон не кодифицирован, но мы можем, слушая свою совесть, понять, когда мы исполняем его, а когда нарушаем. Этот закон имеет тот же источник, что и законы мироздания — созидательную волю Бога. Но в отличие от материи, которая всегда повинуется установленным для нее законам, мы, люди, наделены свободным выбором.
Мы сами решаем, повиноваться нравственному закону или нет. И наше временное и вечное счастье, и будущее нашей страны, и будущее нашей науки зависят от того, захотим мы следовать этому нравственному закону или нет. ( 4)
Кто обладает верой Божией, тот владеет «ключами Царства Небесного» (Мф. 16:19).
Со всеми нынешними достижениями цивилизации и ее успехами человеку очень легко впасть в эгоизм и гордыню. Множество философских теорий и воззрений запутывают и рассеивают человека, не оставляют его в покое и не дают ему посвятится всецело истинному Богу Христу и Его Откровению.
Апостол Павел говорит: «…знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8, 1-3).
Христиане вслед за Христом, утверждают, что весь мир был создан для каждого отдельного человека и что нет ничего более ценного в мире, чем его душа.
Верить — значит относиться к Богу и Его Слову с открытым сердцем и безусловным доверием к Его обетованиям (Пс. 32:4). В этом смысле постоянное устремление нашего взора на Бога и есть вера Божия (Пс. 120). Только такой верой мы можем Ему угодить.
В тайне Cвоей смерти и воскресения Бог явил во всей полноте спасающую Любовь и призывает людей через прощение грехов к изменению жизни (Деян 5, 31). Эта любовь, согласно апостолу Павлу, вводит человека в новую жизнь: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 4)
Свободным самоопределением человек -свободное существо — может отрешиться от источника жизни (Бога), от полноты бытия, и в этом отрешении будет беспредельная мука — духовная смерть вечная. Это переход от жизни к смерти, от полноты бытия к небытию (см. Откр. 21, 7 -8).
Человек отпавший от Бога есть бесконечная, вечная смерть. (5)
Вера — самое действенное средство познания Бога. Как ни велики достижения современной науки и как ни обширны ее познания, она лишь кое-что смогла узнать о Всевышнем Боге, Творце мироздания. Его Божественность познается через рассматривание Его творений (Рим. 1:18-20).
Но к познанию Самого Бога, Его истинной сущности наука так и не дошла. И вряд ли дойдет.
Развитие теории познания показало, что никакая форма умозаключений не может дать нам абсолютно достоверного знания (6)
Истинная православная религия не претендует на вмешательство в земные экономические, политические и бытовые дела. Иисус Христос сказал: «…кто поставил Меня… делить вас (ваше имение)»? (Лк. 12, 14), …воздадите кесарева кесареви» (Мк. 12, 17; Лк. 20, 25).
Но также Он сказал: «…не препятствуйте им (детям) приходить ко Мне…» (Мф. 19, 14), …Царствие Божие (Небесное) внутрь вас есть, Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его»
Если не иметь веру в Бога, в жизнь вечную, в бессмертие души, то все скорби, да и сама наша многострадальная жизнь становится абсурдом. И только после того, как мы привнесем в нашу жизнь понятие о Боге, веру в Бога и загробную жизнь, скорби обретут для нас особый смысл. Если мы обратимся к жизнеописанию святых, то увидим, что не было ни одного святого, который не претерпевал бы какие-то скорби и печали. Святые даже считали, что скорби полезны для человека и его души. Апостол Павел говорит: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5: 3-5).
В христианском понимании, личная вера не является личным достоянием, но опытно оживает в момент сообщения. Она становится убеждением и близится к знанию. Так наше слово, из свидетеля смертности, делается исповеданием жизни, прошедшей через предел и более не знающей смерти; жизни, неминуемо грядущей навстречу. «Пойдите, скорее, скажите!» (Мф. 28, 7). «Когда же они шли возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: Радуйтесь!» (Мф. 28, 9_) (7)
Самая главная ценность нашей человеческой жизни — это близость к Богу. Чем ближе человек к Богу, тем это ценнее.
Все остальное является временным, преходящим, ущербным – власть, честь, деньги, слава, известность. Жизнь человека, как говорится, — река времен, течение уносит все дела, а близость к Богу — это единственная абсолютная ценность.
Человек, который имеет связь с Богом, находится как бы под лучом света и видит свои недостатки, а также когда к ней приближается друг, а когда — враг. Если же человек не имеет связи с Богом, то не видит всего этого. Он может что-то чувствовать в душе, но не в состоянии разобраться в этих чувствах и становится легкой добычей врага.
Ссылки:
1 Протопресвитер Георгий Металлинос, http:// www.romanity.org
2 В.Гейзенберг, Физика и философия. M.I963.
3 Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) Духовный Собеседник1(41), 2005
4 Патриарх Кирилл: «Научный поиск часто связан с подвигом всей жизни», Pravmir.ru
5.Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) Духовный Собеседник» 1(41), 2005
6 Б.В..Ахлибинский Чудо нашего времени. Кибернетика и проблемы развития. Л. 1963
7.Августин Соколовски Ангел смерти -вестник Воскресения (из лекций по догматическому богословию) Богослов.Ru
Александр А. Соколовский
А в народе говорят «Без Бога ни до порога». Всё делай и твори во имя Божье.
Именно так и есть, что без веры в Бога и вечность самого Бытия человека — всё нелепо, пусто и тщетно. А если же есть Вера, то и сама Жизнь имеет и смысл и содержание. Частная молитва, конечно же важна, но особая молитва в Церкви. Общая молитва приносит реальное ощущение Единого Тела — Церкви Христовой.
Без Бога человек путается, мельтешит и воображает, что живёт. А на деле он тля ничего не стоящая. Только трепыхание
Убедительно! Верно! Наша школа!
При определённой ситуации, когда на кону собственное благополучие, практически любой человек отступит от тебя.И нет никакому богатстве меры его. А вот Господь не оставит. Только веруй и не отчаивайся, а радуйся жизни своей.
Я тоже убеждён, что самое желаемое и важнейшее для человека -его близость к Богу, осознание того, что без Бога тебя просто Нет