Среда, 25 декабря
Shadow

О вере в Бога – как абсолютной ценности

«Потеряв веру в Бога, мыслитель теряет свою величайшую мысль, деятель теряет свою надежнейшую опору, страдалец теряет свое безопаснейшее прибежище, смертный теряет свою единственную надежду»

Что? И почему?

С давних времен люди хотят узнать. откуда и как появился мир? Вселенная? как появилась материя? и что появилось раньше: дух или материя? что такое дух и что такое материя?

Казалось бы, самым верным и надёжным средством познания устройства мира и всех вещей во Вселенной является ум человека, его пытливый разум.

Однако Священное Писание утверждает иначе: «Верой познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое…» (Евр. 11:3). Т.е. в вопросе познания вера стоит выше и играет определяющую роль. Бог создал человека и наделил его жаждой познавать своего Творца и окружающий мир, и никто, кроме Самого Бога-Создателя, не в силах удовлетворить эту потребность.

А для этого необходима вера — вера в Бога и лишь потом вера в себя. Без веры не было бы в истории развития человечества ни одного достижения поскольку человеческие возможности и ресурсы ограничены.

Православная традиция полагает наличие   двух типов знания и мудрости: божественное или то, что «свыше» и секулярное (светское) или то что ниже.

Первое познание это сверхъестественное, а второе это познание естественное.

Это соответствует четкому различию между Несотворенным и созданным, между Богом и его творением.

Эти два типа познания требуют и двух методов обучения. Метод божественной мудрости-познания – это общение человека с Несотворенным через сердце. Это достигается благодаря присутствию Нетварной энергии Бога в сердце человека.

Метод светской мудрости-познания это — наука, который состоит в упражнении интеллектуальной логической силы человека (1)

Многие люди считают средством познания научные данные, полученные экспериментально, проверенные и доказанные на опыте. Но это верно только отчасти. Возможности науки, увы, ограничены. И часто то, что не поддается изучению, она выдаёт в виде гипотез и домыслов.

Наука представляет собой попытку описать естественный мир в терминах научных категорий, выведенных из контактов наших чувств с этим миром. Будучи лишь описанием мира, наука может рассказать, чем являются вещи, или о том, что есть, а не о том, как должно быть. Этическое решение — как должно быть —  приходит исключительно из вненаучных источников.

Христианин верит, что такой первоисточник — не кто иной, как Сам Бог. Мы верим, что Бог создал мир и нас, живущих в нем. Он вложил в нас понимание того, что значит жить, как подобает разумным человеческим существам, созданным по Его образу.

Великий учёный-физик В. Гейзенберг говорит: «Путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине» (2)

Стержнем познания является вера, а не наука.

Священное Писание утверждает, что средством истинного познания всех вещей в мире является вера Божия. Она через откровение свыше, от Духа Святого, дает разуму смысл и свет.

Христианство утверждает, что, в отличие от всего другого в мире, человек имеет дух. А про дух в Евангелии сказано, что он «дышит где хочет… и не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8).

Через Иисуса Христа мы «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1Кор. 1:4-5), прежде всего духовных вещей, а затем и материального мира.

Наука не доказала и не докажет, что Бога нет. Научного мировоззрения — миросозерцания, научной философии, доказавшей невозможность бытия Божия, не существует. На науке, с точки зрения православной, нельзя построить нравственного учения о должном. На науке нельзя построить учения о сущем.

Этот недостаток восполняет великая христианская религия, которая хранит воспринимаемые сердцем и умом величайшие духовные истины, имеющие нравственное приложение к жизни человека и человечества. Ученые, интеллигенция, рабочие, крестьяне —  все разделились и разделяются на верующих и неверующих. Но исходное начало всех и вся — религия. (3) .

Научное описание старается получить ответы на сиюминутные вопросы, на вопрос: что?

Священное же Писание интересует конечный вопрос: почему?

 

Верой познаем

Cвященное Писание говорит: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:2-3). Любовь к Богу открывает человеку горизонты познаний через непосредственное откровение от Бога; оно является высшей формой знания и достигается верой

«Верой познаем, что веки устроены словом Божьим.» (Евр 11:3)

Слово «Веки» — старославянское слово, означающее материальные миры, окружающую нас Вселенную. Верой мы познаем, что эти веки, эти материальные миры, вся Вселенная «устроены словом Божьим» и что «словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).

Нам в жизни даны два аспекта действительности, в создании которых мы не принимали никакого участия, — это мир природы и Библия. Мир природы является творением Бога-Логоса, продуктом Его действия; Библия же, Слово Божие, — продуктом Его творческого решения. Бог не просто создавал, но творил мир, т. е. подходил к созданию Вселенной, как творческая Личность.

Он произнес Свое слово Творца — и появились целые миры. «И сказал Бог: да будет…», и появилась Солнечная система, а в ней — наша Земля, Солнце и Луна, на Земле — растительный и животный мир и венец творения — человек.

И все это возникло не хаотично и бесцельно, но «устроено словом Божьим», приведено в порядок, гармонию, обладает целесообразностью и полезностью и подчинено точным физическим законам.

Бог — Творец и Создатель всех живых существ. Это Он дает каждой клетке жизнь, дух и потребности. Живая клетка — это сочетание физического и духовного миров. Физический мир нам знаком, его можно измерить.

Но духовный мир — это нечто такое, что измеряется совсем по-другому и совершенно не поддается научным исследованиям. Господь имеет суверенную власть над жизнью, заключенной в каждом живом существе. И каким-то образом, который выше нашего понимания, Он и есть эта жизнь, как об этом говорит Апостол Павел: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17).

Все духовное познание истины Божией приходит нам через веру от Духа Святого. Невозможно любить Бога, не имея веры в Него. Вера и любовь приходят одновременно: вера рождает в нас любовь к Богу, а любовь дает нам познание Бога.

Вера открывает внутренние глаза, чтобы видеть действия Божии, и внутренние уши, чтобы слышать Его голос. Сама же она утверждается не на мудрости человеческой, а на силе Божией (1Кор. 2:4-5).

Ученый, как и всякий человек, призван стремиться к истине, научной истине. Но ведь не только к ней. Существуют истины еще более глубокие — это истины нравственные, истины о наших целях, предназначении и ответственности.

Естественные науки исследуют законы природы, но в нас самих мы находим еще один закон — нравственный. Этот закон не кодифицирован, но мы можем, слушая свою совесть, понять, когда мы исполняем его, а когда нарушаем. Этот закон имеет тот же источник, что и законы мироздания — созидательную волю Бога. Но в отличие от материи, которая всегда повинуется установленным для нее законам, мы, люди, наделены свободным выбором.

Мы сами решаем, повиноваться нравственному закону или нет. И наше временное и вечное счастье, и будущее нашей страны, и будущее нашей науки зависят от того, захотим мы следовать этому нравственному закону или нет. ( 4)

Кто обладает верой Божией, тот владеет «ключами Царства Небесного» (Мф. 16:19).

Со всеми нынешними достижениями цивилизации и ее успехами человеку очень легко впасть в эгоизм и гордыню. Множество философских теорий и воззрений запутывают и рассеивают человека, не оставляют его в покое и не дают ему посвятится всецело истинному Богу Христу и Его Откровению.

Апостол Павел говорит: «…знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8, 1-3).

Христиане вслед за Христом, утверждают, что весь мир был создан для каждого отдельного человека и что нет ничего более ценного в мире, чем его душа.

Верить — значит относиться к Богу и Его Слову с открытым сердцем и безусловным доверием к Его обетованиям (Пс. 32:4). В этом смысле постоянное устремление нашего взора на Бога и есть вера Божия (Пс. 120). Только такой верой мы можем Ему угодить.

В тайне Cвоей смерти и воскресения Бог явил во всей полноте спасающую Любовь и призывает людей через прощение грехов к изменению жизни (Деян 5, 31). Эта любовь, согласно апостолу Павлу, вводит человека в новую жизнь: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 4)

Свободным самоопределением человек -свободное существо —  может отрешиться от источника жизни (Бога), от полноты бытия, и в этом отрешении будет беспредельная мука — духовная смерть вечная. Это переход от жизни к смерти, от полноты бытия к небытию (см. Откр. 21, 7 -8).

Человек отпавший от Бога есть бесконечная, вечная смерть. (5)

Вера —  самое действенное средство познания Бога. Как ни велики достижения современной науки и как ни обширны ее познания, она лишь кое-что смогла узнать о Всевышнем Боге, Творце мироздания. Его Божественность познается через рассматривание Его творений (Рим. 1:18-20).

Но к познанию Самого Бога, Его истинной сущности наука так и не дошла. И вряд ли дойдет.

Развитие теории познания показало, что никакая форма умозаключений не может дать нам абсолютно достоверного знания (6)

Истинная православная религия не претендует на вмешательство в земные экономические, политические и бытовые дела. Иисус Христос сказал: «…кто поставил Меня… делить вас (ваше имение)»? (Лк. 12, 14), …воздадите кесарева кесареви» (Мк. 12, 17; Лк. 20, 25).

 Но также Он сказал: «…не препятствуйте им (детям) приходить ко Мне…» (Мф. 19, 14), …Царствие Божие (Небесное) внутрь вас есть, Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его»

Если не иметь веру в Бога, в жизнь вечную, в бессмертие души, то все скорби, да и сама наша многострадальная жизнь становится абсурдом. И только после того, как мы привнесем в нашу жизнь понятие о Боге, веру в Бога и загробную жизнь, скорби обретут для нас особый смысл. Если мы обратимся к жизнеописанию святых, то увидим, что не было ни одного святого, который не претерпевал бы какие-то скорби и печали. Святые даже считали, что скорби полезны для человека и его души. Апостол Павел говорит: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5: 3-5).

В христианском понимании, личная вера не является личным достоянием, но опытно оживает в момент сообщения. Она становится убеждением и близится к знанию. Так наше слово, из свидетеля смертности, делается исповеданием жизни, прошедшей через предел и более не знающей смерти; жизни, неминуемо грядущей навстречу. «Пойдите, скорее, скажите!» (Мф. 28, 7). «Когда же они шли возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: Радуйтесь!» (Мф. 28, 9_) (7)

Самая главная ценность нашей человеческой жизни — это близость к Богу. Чем ближе человек к Богу, тем это ценнее.

 Все остальное является временным, преходящим, ущербным – власть, честь, деньги, слава, известность. Жизнь человека, как говорится, — река времен, течение уносит все дела, а близость к Богу — это единственная абсолютная ценность.

Человек, который имеет связь с Богом, находится как бы под лучом света и видит свои недостатки, а также когда к ней приближается друг, а когда — враг. Если же человек не имеет связи с Богом, то не видит всего этого. Он может что-то чувствовать в душе, но не в состоянии разобраться в этих чувствах и становится легкой добычей врага.

 

Ссылки:

1 Протопресвитер Георгий Металлинос, http:// www.romanity.org

2 В.Гейзенберг, Физика и философия. M.I963.

3 Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) Духовный Собеседник1(41), 2005

4 Патриарх Кирилл: «Научный поиск часто связан с подвигом всей жизни», Pravmir.ru

5.Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) Духовный Собеседник» 1(41), 2005

6 Б.В..Ахлибинский Чудо нашего времени. Кибернетика и проблемы развития. Л. 1963

7.Августин Соколовски Ангел смерти -вестник Воскресения (из лекций по догматическому богословию) Богослов.Ru

 

              Александр А. Соколовский

6 Comments

  • Виктор

    Именно так и есть, что без веры в Бога и вечность самого Бытия человека — всё нелепо, пусто и тщетно. А если же есть Вера, то и сама Жизнь имеет и смысл и содержание. Частная молитва, конечно же важна, но особая молитва в Церкви. Общая молитва приносит реальное ощущение Единого Тела — Церкви Христовой.

  • Алексей

    Без Бога человек путается, мельтешит и воображает, что живёт. А на деле он тля ничего не стоящая. Только трепыхание

  • Леонид

    При определённой ситуации, когда на кону собственное благополучие, практически любой человек отступит от тебя.И нет никакому богатстве меры его. А вот Господь не оставит. Только веруй и не отчаивайся, а радуйся жизни своей.

  • Сергей

    Я тоже убеждён, что самое желаемое и важнейшее для человека -его близость к Богу, осознание того, что без Бога тебя просто Нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *