Велика на Руси слава Угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской
Cовременный месяцеслов Православной Церкви содержит следующие праздники, относящиеся к житийному циклу святителя Николая:
— праздник Преставления св.Николая или, как он именуется в богослужебных рукописях, Память св.Николая… (6 / 19 декабря);
— Пренесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар град…
(9 / 22 мая) и Рождество св. Николая (29 июля / 11 августа)
Праздник Рождества святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских является одним из древних.
Самое раннее дошедшее до нас упоминание его содержится в славянской рукописи XII — XIII веков.
Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV веку
В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.
История жизни
Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова.
Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка.
Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу. При рождении благословенному отроку дали имя Николай, что значит победитель народов. И он, по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру.
Младенец Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца.
Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. Новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Он принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги.
Cвятой Николай силою и остротою своего ума и помощью Святого Духа в короткое время постиг многую премудрость и успел в книжном учении. Достигнув совершенства в слове и учении, он показал себя совершенным и в самой жизни.
Он всячески уклонялся от суетных друзей и праздных бесед, избегал разговоров с женщинами и даже не смотрел на них.
Святой Николай хранил истинное целомудрие, чистым умом созерцая Господа и усердно посещая храм Божий, следуя Псалмопевцу, глаголющему: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием» (Пс.83,11)
Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.
Он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай.
Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Сам Чудотворец вел простую и весьма аскетическую жизнь, раздал все свои богатства (на которые мог жить, беззаботно) нищим и нуждающимся, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости (именно он стал причиной отмены казней нескольких безвинно оболганных людей), учил своей жизнью любви и состраданию.
Вместе с тем, несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и мужественным воином Церкви Христовой.
Борясь с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища.
В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу около 351 года.
Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.
В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.
Имя Николай – покровитель власти
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах.
С древнейших времен, еще с IX столетия, святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как Небесный Покровитель Верховной Власти, Державного Могущества.
Почитание особого покровительства Святителя Николая над Православными Царями проистекает из известного эпизода из его Жития, в котором описывается спасение Чудотворцем трех неправедно осужденных на казнь Святым Равноапостольным Императором Константином Великим воевод.
Киевский Князь Аскольд, убитый дружинниками Новгородского Князя Олега в 6390 году от Сотворения мира, в Святом Крещении носил имя Николай.
Живший во второй половине XI — начале XII веков князь Святослав Давидович в 6614 году от Адама принял в Киево-Печерском Успенском монастыре иноческий постриг с именем Николай. Он ныне чтится в Православной Церкви как Преподобный Князь Николай Святоша Киево-Печерский.
В конце XVIII столетия будущий Государь Император Павел Петрович нарек именем Николай своего второго сына, который известен как Император Николай I Павлович.
В XIX столетии имя святителя Николая Чудотворца становится одним из самых популярных в Русской Императорской Фамилии.
Так Государь Николай Павлович нарекает одного из своих сыновей. Великий Князь Николай Николаевич старший стал выдающимся русским полководцем, наиболее прославившимся во время последней Русско-Турецкой Войны.
Николаем называет своего Первенца и будущий государь Александр Николаевич Освободитель. Великий Князь Цесаревич Николай Александрович был Наследником Престола, но умер в молодости от инфекционного менингита.
Великий Князь Николай Николаевич старший также дал своему старшему сыну имя Николай.
Великий Князь Николай Николаевич младший был Верховным Главнокомандующим русской армии в 1914-1915 годах. Н
Но более всех в династии Романовых прославился святой Благоверный Царь Николай II Александрович. Сын Императора Николая I Великий Князь Михаил Николаевич также одного из своих сыновей называет Николаем. Великий Князь Николай Михайлович, расстрелянный большевиками в начале 1919 года в Петропавловской крепости, был известным русским историком.
Общецерковное празднование
Жизнь Святого Николая Чудотворца — это доказательство того, что «блаженны нищие, ибо они будут на небесах».
В царствование императрицы Екатерины Великой (1762 -1796) общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.
Возможно это произошло потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени.
Но в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено.
Рождество Николая Чудотворца www.drevo-info.ru
Рождество святителя Николая Чудотворца — www.calend.ru
Николай Чудотворец www.nikola-ygodnik.narod.ru
Александр А. Соколовский
Весьма полезная статья