Имена апостолов Петра и Павла навсегда слились воедино.
Уже в I веке в Церкви было установлено празднование в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которое с IV века стало повсеместным.
Петр и Павел — два столпа веры – два противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
Петра называют Апостолом христианской надежды. Звали его изначально Симоном, а имя Петр (камень) он получил уже от Самого Иисуса Христа.
Не отягощенный образованием или ученостью, Петр был простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере же проявлялась горячность.
Для него была присуща речь, побуждающая к немедленным действиям.
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся впечатляющую речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу.
Спустя некоторое время, он исцелив хромого от рождения, своей второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.
Духовная сила, исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15)
Святой первоверховный апостол Павел до принятия христианства носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный
Павел не видел Спасителя во плоти, но после того как принял крещение, на три года удалился в Аравийскую пустыню, и там Господь Сам являлся ему и учил Евангелию, как прежде — Своих учеников. Поэтому апостол Павел и говорит, что он научен не людьми, а Самим Богом
Сам Апостол Павел говорит о себе: «…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп 3. 5-8, 12).
В другом Послании он пишет о том, что он презрел все мирское и хочет знать лишь одного Христа, и притом распятого (см.: 1Кор 2. 2).
Он потрудился больше всех апостолов, проповедовал на территории от Аравии до Испании, образуя повсюду Церкви Христовы.
За всю жизнь он предпринял три крупных проповеднических путешествия, распространяя семена веры на обширных территориях земного шара. Он, помогал молитвами невинно заключенным узникам, изгонял злых духов, беседовал с философами, раскрывая им пути Божественного Промысла
Ключ и меч
Оба Апостола имеют одну славу, одно величие, одни дарования, одно духовное прозрение, они стоят рядом у престола Божия.
На некоторых иконах апостол Петр изображается с ключами в руках, а апостол Павел — с обнаженным мечом.
Ключи — знак власти прощать и разрешать грехи, то есть — символически — открывать двери в Царствие Небесное.
Ключи в руке апостола Петра — прежде всего символ отпущения грехов, право на которое дал Господь своим ученикам, а через них — всем священникам.
Апостол Павел изображается с обнаженным мечом в руках. Меч — это Слово Божие (см.: Еф 6. 17), проникающее до самой глубины человеческого сердца. Это — проповедь апостолов, Евангельское учение — зеркало нашей души и жизни. Меч — оружие воина. Словом, своим апостол Павел отвоевал у темных духов души грешных людей и обратил их ко Христу.
Дар как благо для всех
Бог дает каждому служение и дары: кого Бог «предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8. 30). И «каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор 12. 7).
Избрание Божие сделало Павла апостолом, и служение его, как и служение апостола Петра, принадлежит всей Церкви.
На исповедании апостола Петра (первом среди исповедания всех верных) строится Церковь, потому что он избран, чтобы свидетельствовать, что единственное основание этой Церкви — Христос, Сын Бога Живаго.
Услышать и расслышать
Апостолы Петр и Павел встречались на Иерусалимском соборе в 51 году.
Это был первый собор Церкви, на повестке дня, которого стоял первый сложный вопрос церковной жизни: «должны ли христиане, обращенные из язычества, соблюдать иудейский Закон?»
Петр ратовал за строгость, Павел — за разумное снисхождение к людям иной культуры.
Решение этой проблемы стало компромиссным: бывших язычников не обременили выполнением ветхозаветных норм, за исключением запрета на блуд и употребление в пищу идоложертвенного и крови.
Апостолы Петр и Павел были очень разными людьми, но в историю Церкви они вошли вместе.
Оба апостола посвятили свои жизни Иисусу.
Помимо различий во взглядах у них была общая любовь — Христос.
Следуя за Ним, они могли находить общий язык друг с другом и действовать на благо Церкви, не раздирая ее противоречиями, а скрепляя мудрыми решениями. Каждый из них, придерживаясь своих убеждений, мог услышать и расслышать другого.
Каждый из нас связан с апостолами, связан жизнью и призванием своим, и с апостолом Петром, и с апостолом Павлом.
Мы связаны с апостолом Петром, потому что мы все возрождены в крещении в Церкви Христовой.
Мы все восприняли веру апостолов, мы все относимся, принадлежим к телу Христовой Церкви, и мы воспринимаем то, что апостолы передали Церкви, передали общинам две тысячи лет назад.
И все мы связаны с апостолом Павлом. Нам так же, как и Павлу, Господь не являлся в Своей земной жизни.
Так же, как и Павел, никто из нас не видел Господа ходящим по Палестине. Никто из нас не слышал Его непосредственных слов.
И удивительность этой параллели в том, что Павел, по свидетельству его самого, по свидетельству Церкви, по свидетельству Писания, потрудился больше всех других апостолов.
Когда Господь спросил Своих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?», то апостол Петр, «отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15–16).
Эти слова и составляют начало молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго».
Вторая же ее часть взята из Послания апостола Павла к Тимофею: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1, 15).
По-славянски последние слова звучат так: «От нихже первый есмь аз».
В исповедании Петра проявилась его пламенная вера в то, что Иисус есть Посланник Божий, и не просто посланник как, скажем, какой-нибудь пророк, царь или первосвященник, но «Сын Бога Живаго».
Святитель Иоанн Златоуст премудро присоединил к исповеданию Петра слова апостола Павла, выражающие его глубочайшее смирение: «Пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз».
Апостол Павел, чья вера и пламенное служение Богу являются образцом для всех верующих, считал себя первым из грешников.
Он не думал о том, что Христос пришел спасти других людей, Он пришел спасти всех, но его самого первого, потому что он нуждается в помощи Божией, в спасении более других.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что в спасении нуждаются именно погибающие, и мы должны осознавать себя таковыми.
Александр А. Соколовский
Разумное сочетание сторогости и умеренности — это наша православная сила
Святость — это и обвчность и непожесть одновременно
Святость — это и обычность и непохожесть одновременно в одном человеке
Простота и мудрость! Требовательность и послушание! Но главное — быть с Иисусом Христом1 В этом Петр и Павел!
Очень правильное название статьи. Действительно, Петр — исповедник, а Павел — смиренный служитель нашего Бога Иисуса Христа.