Уклоняйся от зла и делай добро;
ищи мира и стремись к нему
1 Пет. 3:11
Происхождение. Обращение к христианству
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160-220 гг.) является одним из самых значительных раннехристианских богословов и церковных писателей конца II-го – начала III-го века.
Он родился около 155 года, в языческой семье в Карфагене. Он был сыном главного начальника проконсула Африки.
Тертуллиан изучал в Риме риторику, философию и историю. Получив юридическое образование, стал юристом.
Всю свою жизнь он впоследствии употреблял краткие юридические формулировки и прославился как автор конкретных и метких выражений. Кроме всего, всю жизнь Тертуллиан был полемистом. В юности Тертуллиан увлекался зрелищами и гладиаторскими боями.
К христианству Тертуллиан обратился около 190 года. Крестился он в 195 году, впоследствии его рукоположили в сан пресвитера в Карфагене.
В 197 году опубликовал два своих сочинения: «К нациям» и «Апологию». В них уже видна широта образования и его начитанность. Однако, взгляды его полны нетерпимости и крайних мнений. Мышление Тертуллиана отмечено тягой к парадоксам; он всячески подчеркивает пропасть между верой и разумом.
В своих сочинениях, как правило полемического характера, он яростно выступает против всего, имеющего даже отдаленное отношение к язычеству.
У Тертуллиана аскетическая суровость сочетается с пылким стремлением к истине и беспощадной непримиримостью к оппонентам.
Будучи ревностным защитником истинной христианской веры, Тертуллиан не мог полностью удовлетвориться той степенью нравственной чистоты и моральной строгости, которой жило христианство в то время.
По словам прот. Иоанна Мейендорфа формирование взглядов Тертуллиана происходило в момент, а также в контексте его полемики с различными гностическими ересями, подтачивавшими Церковь изнутри.
Исходя из этого можно констатировать незаурядный образ мысли Тертуллиана, который, в сочетании с проницательностью добавляет в жизнь и творчество мыслителя ряд противоречий а они, возможно, и послужили тем камнем преткновения в вопросе принятия личности Тертуллиана в когорту православных богословов.
Богословское наследие
Богословское наследие Тертуллиана раскрывает перед нами неординарность христианского мышления этого человека.
В объемном письменном наследии Тертуллиана представляется возможным выделение ключевых моментов в его богословской мысли.
Соотношение веры и науки.
Тертуллиан отбросил попытки согласования откровения и разумного знания и сделал акцент на противоречиях между христианством и светской культурой.
Он стремился показать, что разумное знание является:
а) бесполезным, поскольку истина и без него известна, будучи полученной в результате откровений и изложенной в Святом Писании,
б) невозможным, ибо истина выходит за пределы разума, и
в) вредным, если приводит к ложным учениям и моральной гибели.
Характеризуя общие особенности творений Тертуллиана, доктор философских наук А.А. Столяров пишет: «Повсюду мы встречаем декларативное и резкое отрицание самого духа «философичности».
Тертуллиан отказывается видеть в христианстве «новую философию» «Что общего между философом и христианином?» ..
«Решительно ничего, как нет общего между «Афинами» и «Иерусалимом» …
Но совсем без философии христианство обойтись уже не могло.
Поэтому, демонстративно изгнав философию перед «парадной дверью», Тертуллиан не мог не выпустить ее (как и риторику) с «черного хода».
Он говорит, что Вера обладает логическим первенством цели, предмет и границы рационального познания заданы ею.
Разум во всем должен следовать за верой
Поэтому Тертуллиан выделяет два исходных вида знания: откровенное (о нем он говорит везде) и естественное как предварительною ступень».
Тертуллиан описывал различия между христианством и философией: так «Что может иметь общего философ и христианин, ученик Греции и ученик неба, тот, кто стремится к вечной жизни, и тот, кто стремится к земной славе, тот, кто говорит, и тот, кто действует? Наше учение говорит нам о поиске Бога в простосердечии, а не платоновскими или стоическими методами; после Христа не нужна никакая любознательность, и нет необходимости в каких бы то ни было поисках после Евангелия. Никто не может познать истины без Бога, и никто не знает Бога без Христа. Каждый ремесленник христианин нашел Бога и может ответить на любой вопрос, касающийся Его, в то время как Платон, самый великий из варварских философов, убеждает, что трудно обнаружить Строителя мира».
Он был убеждён, что истина — это то, что ненавидят демоны, что отвергают язычники и за что христиане страдают и умирают.
В одном из своих сочинений он употребляет слово «истина» 162 раз.
Негативную позицию по отношению к науке Тертуллиан обосновывал прежде всего тем, что ее цель — при помощи разума познать истину — является невыполнимой.
Истина совершенно иная, чем ее представляет себе разум; то, что для разума является невозможным и абсурдным, то, собственно говоря, и является истиной. Воскресение Христа «является истиной, собственно говоря, потому, что оно невозможно»; можно и нужно верить в то, что для разума представляется недоразумением.
Для познания истины недостаточно усилий разума, необходимо еще приготовление сердцем к откровению. В полемике против абстрактного теоретического разума Тертуллиан подчеркивает права «естественного» практического рассудка.
При этом Тертуллиан был активным противником астрологии. Он писал: «Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов в небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, — чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрологи в этом случае уподобляются падшим ангелам, отошедшим от бога для обольщения рода человеческого… Правда, звездочеты первые возвестили о рождении Иисуса Христа и первые принесли ему дары…
Но что ж с того?
Разве из-за этого надо благоприятствовать религии магов и астрологов?
Нет!
Ныне всякое учение исходит от единого Иисуса Христа…
Магия терпима была только до появления евангелия, с тем чтобы со временем рождества Христова никто уже не дерзал исчислять дни человеческие по течению звезд»
В истории Тертуллиан остался своей знаменитой фразой – «Верую, ибо абсурдно».
Это, строго говоря, не вполне точная цитата из его трактата «О плоти Христа», где он полемизирует с гностиком Маркионом, Однако же, она превосходно схватывает самую суть веры.
Вера существует не благодаря, а вопреки доказательствам. Если нечто может быть доказано, то это уже не предмет веры. Вера требует усилия поверить именно в Невозможное, Немыслимое и Непостижимое — без этого прорыва за пределы обыденности разума и сознания Бога не постичь.
«И я, презрев стыд, счастливо бесстыден и спасительно глуп, — пишет Тертуллиан — Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.»
Это не полемический запал — это позиция, краеугольный камень христианских убеждений. Верить в доказанное и показанное — мало чести.
Настоящая Вера начинается именно там, где кончаются опыт и доказательства. Вера всегда — не благодаря, а вопреки. «Ты поверил в Меня, потому что увидел -Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин, 20:29)
Взгляд на природу человека.
Вместе с наукой Тертуллиан отрицал человеческий разум, который ее создал.
На всю человеческую природу он имел негативный взгляд: отказывал человеку во всех высших способностях, так же как и в способностях творить добро, познавать истину, сохраняя за человеком лишь низшие, телесные и чувственные проявления.
Однако, принижая человеческую природу, он лишал ее всех врожденных способностей, для того чтобы освободить место для сверхъестественной любви и откровения. Он хотел показать, что вся мудрость и вся доброта, которые есть в человеке, являются божественным даром.
Материалистический подход.
Во-первых, в человеке Тертуллиан видел только материальную и чувственную сущность. Тертуллиан предлагал аргументы в пользу телесности души: если бы она не была телесной, то не могла бы воздействовать на тело.
Материалистическая концепция применялась им не только к человеку. По его мысли любое бытие — телесно: «Поскольку это так, то оно является телом особого рода; нет ничего бестелесного вне того, что не существует». Следовательно, и Бога он понимал, как телесное существо:
«Кто же откажется от того, что Бог является телом, поскольку он есть дух?
Значит, дух является телом по происхождению».
Тертуллиан везде проводил ту трезвую точку зрения, которая характерна для римского разума.
В то время как Отцы Востока воспринимали учение Христа как философию, он понимал его как право, и религия получила от него правовые формулировки.
Как римлянин он делал и в религии акцент на том, что связано с жизнью и деятельностью, с обыденными человеческими потребностями.
В то же время в этом восприятии религии основным элементом был не Бог на небе, а Церковь на земле.
В то время как на Востоке рассматривались догматы, касавшиеся природы Бога, Тертуллиан сконцентрировал внимание скорее на тех из них, которые имели своим объектом человека.
Сочинения Тертуллиана.
Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов.
До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились.
Особенно знамениты его труды апологетического характера.
Они демонстрируют два главных намерения:
— во-первых, опровергнуть обвинения, выдвигаемые язычниками против новой религии, и
— во-вторых — сообщать Евангельскую весть в диалоге с культурой своего времени.
Его наиболее известный труд, Апологетический трактат, обличает несправедливое отношение политических властей к Церкви; разъясняет и защищает наставления и обычаи христиан; выявляет различия между новой религией и основными философскими течениями того времени.
Тертуллиан утверждал, что мученичество, страдание за истину в итоге являются победоносными и более действенными, чем жестокость и насилие тоталитарных режимов.
«Тот, Кому мы поклоняемся – свидетельствует он – есть единственный Бог». «Он невидимый, даже если мы Его видим; Он неуловимый, хотя и присутствует через благодать; Он непостижимый, даже если человеческие чувства могут Его понять; потому что Он истинный и великий!»
Сочинения Тертуллиана принято делить на сочинения домонтанического и монтанического периодов.
В домонтанический период им были написаны: «Апологетик» — сочинение, адресованное римским наместникам в защиту христианства с юридической точки зрения; «О зрелищах»; «О молитве Господней»; «О крещении»; «О терпении»; «О женских украшениях» и др.
«Апологетик». — это образцовое произведение, в котором, по словам блаж. Иеронима, Тертуллиан изложил всю ученость своего времени, а по мнению Лактанция, – изобразил состояние Церкви.
«Апологетик» написан в православный период жизни Тертуллиана, в первую половину царствования императора Септимия Севера, приблизительно в 199-200 годах.
Поводом к его написанию послужили оскорбления и преследования христиан со стороны языческой черни, в которых принимали участие и римские правители, пользуясь анархией во время трехлетней борьбы Септимия Севера с двумя другими претендентами на престол и вообще слабостью центральной власти, занятой другими интересами и не имеющей поэтому возможности оградить христиан от совершающихся над ними несправедливостей.
К монтаническому периоду относятся; «Увещевание к целомудрию», «О недозволенности второго брака»; «О покрывале девственниц» — защита обычая, согласно которому девственницы должны были являться в церковь с покрытой головой; «Против Маркиона»; «Против Валентина»; первая христианская монография по психологии – «О душе» и др.
В сочинениях Тертуллиана намечены черты собственно западного христианства, такие как практицизм, стремление преобразовать повседневную жизнь, а также элементы юридического мышления.
Кроме того, огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что ему принадлежит введение понятий: ипостась, личность, субстанция, единосущный и др.
Он наметил определения, которые были признаны правильными в никейский период, хотя в несколько обновленном содержании.
Например, идею единства лиц в Троице Тертуллиан выражал словами: «В Троице нужно различать одну субстанцию и число трех лиц. Различие не есть различие субстанции, но лиц в этой субстанции».
«Тертуллиан, — говорит проф. Болотов, — вводит в христианскую литературу термины, которые Западная Церковь удержала и тогда, когда догмат о Св. Троице явился в законченной форме, после никейской эпохи».
Учение Тертуллиана о Святой Троице можно формулировать так: каждое из трех Лиц есть Бог; все три — Бог; три различаются, как Лица, но едино как субстанция
Подобным образом, он также значительно развил правильный язык для выражения тайны Христа – Сына Божия и истинного человека.
По характеру своих сочинений Тертуллиан: был первый крупный латинский апологет и по сути одним из пионеров христианского богословия.
В трактате «О воскресении плоти» Тертуллиан утверждал «Плоть воскреснет, и воскреснет всякая, и та же самая, и нисколько не поврежденная. Она повсюду сохраняется Богом с помощью вернейшего Посредника между Богом и людьми – Иисуса Христа, Который возвратит человеку Бога, Богу – человека»
Блаженный Иероним, написавший биографию Тертуллиана, назвал его «ardens vir» — «муж неистовый», и этот внутренний огонь, гнавший Тертуллиана всю жизнь от веры к вере и от группы к группе, прекрасно чувствуется в его сочинениях.
Тертуллиан — боец, его сочинения агрессивны.
Он не академичен.
В его трактатах всегда слышно, как автор обращается к собеседнику — воображаемому или реальному, парирует его доводы, и строит встречную систему взглядов против ожидаемых атак.
Он всегда ищет не победы по очкам, а капитуляции противника — и мало какой аргумент может выстоять его атаку.
Умер Тертуллиан глубоким стариком, но когда точно — неизвестно. Самые поздние из его сохранившихся трудов не могли быть написаны позднее 220 года.
В число отцов Церкви Тертуллиан из-за своего отступничества не попал, но его заслуги перед Церковью безмерны. Сочинения того периода, когда он еще был с Церковью, до сих пор составляют ее золотой фонд.
Отход от христианства
С годами Тертуллиан становился все более требовательным по отношению к христианам. Он ожидал от них героического поведения во всех обстоятельствах, особенно в гонениях.
В 202-203 гг. Тертулиан стал склоняться к более суровой дисциплине монтанистов.
Основателем монтанизма был некто Монтан, человек совершенно неученый. Будучи строгим до фанатизма ревнителем благочестия, понимаемого в смысле совершения внешних подвигов, Монтан, под влиянием верования о наступлении тысячелетнего царства Мессии, старался усилить строгость церковной дисциплины, с целью приготовления ко вступлению в это царство.
Монтанисты отрицали всякое значение иерархии в Церкви и прерывали всякое единение с ней. Поэтому Церковь отделяла их от себя как сектантов.
Образовав отдельное общество, монтанисты называли себя духовными христианами, а всех православных — душевными
В 207-208 гг. Тертулиан открыто становится последователем Монтана. В монтанистический период своей жизни Тертуллиан является искренним врагом православия.
Он составляет несколько сочинений, в которых, с одной стороны, старается представить в смешном виде его принципы и обычаи, а с другой, – внушить уважение и придать значение доктринам своей секты.
Но Тертуллиан и монтанизму не остался верен до конца, так как он не оправдал его надежд.
Увлекшись монтанизмом за его мнимую строгость, он должен был с горечью убедиться, что все это было только напускное, только наружное.
И в среде монтанистов часто можно было встретить корыстолюбие, честолюбие, разврат и другие пороки, которые по идее не должны были существовать в этом обществе «духовных людей», как любили себя называть монтанисты.
Это побудило Тертуллиана отступить от монтанизма, но не привело его к обращению в православие.
Оставаясь по-прежнему ригористом, он собрал вокруг себя партию единомышленников, которая с именем тертуллианистов существовала до V века и была уничтожена усилиями блаж. Августина. Тертуллиан
По свидетельству Августина, им была основана собственная группа, названная Тертуллианистами и просуществовавшая не менее века после его смерти Остатки этой группы были присоединены Августином к церкви.
В своё время Тертуллиан не был по достоинству понят, принят и оценён.
Однако, начиная с XIX века Тертуллиан был в полной мере переоткрыт как один из наиболее значительных латинских авторов своего времени, и ключевая фигура в становлении западного христианства.
Библиография
Архим. Иларион (Троицкий) Христианства нет без Церкви. — М., 1992.
Архим. Киприан (Керн) Патрология. М.Свято-Тихоновский богословский институт, 1996.
В.В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви khazarzar.skeptik.net
К.М Мазурин. Тертуллиан и его творения. М., 1992.
Прот.Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин 2001
И.П. Реверсов Апологеты. Защитники христианства. www.azbyka.ru
Тертуллиан. Избранные сочинения. Сост. и общ. ред. А. А. Столярова. М. Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1994.
Г. Г Майоров Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979
А.И Сидоров. Курс патрологии. М., 1996
Н Д Тальберг. История Церкви Библиотека М- 2008.
Александр А. Соколовский
Он у истоков богословия -факт, а не Отец — не факт!
Требовательность и смирение — могут ли примириться!
Увы! Строгость в жизни не оценивется, ибо каждый из нас лжив!
Мощь мысли, но постоянное искушение и отсутствие смирения 0 Тертулиан
Для святости у него не хватило только смирения! А от этого и шатания.
К лику святых причисляют смиренных и милосердных. Всякое же своеволиеотдаляет