На 40-й день после Пасхи православная церковь празднует Вознесение Господне.
По слову Блаженного Августина число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу.
По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу.
И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Вознесение Иисуса Христа — это последнее завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, последнее завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия.
Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть победа над смертию «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»(1 Кор. 15, 20), так славное вознесение Его на небо с прославленным и обожжённым человеческим естеством, есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: «И когда Я вознесен буду от себя, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32)
До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к небу: «Никто не восходил на небо, — говорит апостол, — как только сшедший с небес» (Ин. 3:13).
В Ветхом Завете Илия был вознесён на небо. Он был отправлен в некую область, где и обитает в телесном и душевном упокоении.
Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог это осуществить без внешней помощи. Эту помощь оказали ему ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись.
Господь же Иисус Христос, как Сын Божий, не нуждался в стороннем содействии для своего Вознесения.
Cвятитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Иисус Христос вознесся не при помощи кого-то, кто бы вел Его, но Сам шел этим путем. Илия не таким путем восшел, как Христос, он был вознесен посторонней силой, потому что человеческое естество не может идти не свойственным ему путем».
Иисус Христос как Бог пришел на эту землю, чтобы принять нашу человеческую природу и, приняв ее, спасти весь человеческий род.
И как Бог и Человек Он теперь восходит на небо, чтобы сидеть одесную Бога Отца превыше всех херувимов и серафимов, всех ангелов и архангелов.
Но оставляя землю, Он не отлагает принятое Им на этой земле наше человеческое тело, не снимает с Себя наше человеческое естество, но с ним, с человеческой душой и с человеческой плотью, восходит во славу Отчую.
Новый Завет точно определяет место и время Вознесения Христа: это произошло сорок дней спустя после Воскресения Христа («…явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» — Деян. 1:3); на горе Елеон («Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» — Деян. 1:12); вблизи Вифании: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.» (Лк. 24:50-52)
Святитель Димитрий Ростовский проповедует: «Прежде никто не мог взойти на небо, хотя он был и праведным… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцов и пророков Им взошли апостолы, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им!»
Христос вознесся, ушел, чтобы дать людям возможность постигнуть истинную любовь и истинную христианскую жизнь.
Святитель Димитрий Ростовский говорит об этом так: «О, как радостна эта причина вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!»
Aпостол Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр. 6, 20).
Само слово «предтеча» означает: тот, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади.
Таким образом, Своим Вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.
Говоря о значении вознесения Иисуса Христа, апостол Павел говорил, что «Христос вошел не в рукотворенное святилище,…но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9, 24).
Господь вознесся от нас на небо, чтобы устроить нам путь к небу и чтобы быть нашим предводителем в горние страны.
Не было для человека пути к небу до самого Вознесения Господа на небо. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» (Ин. 3, 13)
Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Ибо своим Вознесением Господь свидетельствует, что всё Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.
Мы понимаем спасение как обожение человека, как возможность совершенно иного существования.
Господь наш Иисус Христос воспринял не только человеческую плоть, Он воспринял и человеческую природу.
И эта человеческая природа, соединенная нераздельно с Божественной природой, возносится, приобретает иное качество, приобретает реальность существования с Богом Отцом, существования в небесной славе.
Человеческая природа прославляется очевидным образом тем, что она возносится вместе с Господом Иисусом Христом в небесную славу.
Это очень важный момент, который утверждает нас в истине христианства, христианского спасения человека.
Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа.
Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти Сына Божия.
Вознесение Иисуса Христа на небо открывает и для нас путь к небу, к вечной жизни, выражая победу добра над грехом и смертью.
Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас.
Как поучает апостол Павел: «…ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 1-2).
Когда Христос говорит нам: «Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной», — Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним.
Он говорит нам — о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).
Но к этому надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.
Апостол Павел говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздухе(1Фес.4:17).
Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.
Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, была обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем. Это — тот же самый путь, которым взошел Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.
В день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Своей Церкви драгоценнейшее духовное наследие — Свое благословение.
И как отмечал св. Григорий Палама «Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Александр А. Соколовский