В Беларуси ООО «Искусство жизни», известное под коммерческим брендом пранаямы «сударшан крия», по примеру российского предпринимателя Сергея Лучникова, который делает деньги «из воздуха» продаёт банки с «питерским воздухом», продвигает в массы свой «товар» — дыхательную технику, отличительной особенностью которой является концентрация вдоха и выдоха на задней стенке горла (уджай), имитирующую похрапывание спящего человека.
Впрочем, маркетологов популярностью такого товара не удивишь: при удачном позиционировании на рынке очереди могут выстроиться даже за дырками от бубликов. А маркетологи Международного фонда «Искусство жизни», представительством которого в Беларуси и является одноименное Общество с ограниченной ответственностью, использовали опыт другого скандального культа — «Трансцендентальной медитации». Еще бы, ведь основатель движения Шри Шри Рави Шанкар одно время занимал в нем высокую должность «Губернатора Эпохи Просветления» (Weltregierung Aktuell, Febr.- Apr. 1979. С. 43) о чем, обычно, деликатно умалчивает внутрикультовая легендированная биография «Пандитджи».
Маркетинговая стратегия обоих культов строится вокруг позиционирования кустарных дыхательных техник (по культовой легенде парадоксально связанных и с именами отцов-основателей, и с древней традицией) как одного ответа на семь бед. Если верить рекламе, эти «йога-таблетки» — лучшее средство чуть ли не от всех болячек: и медицинских, и социальных, и психологических, и духовных…
Кстати, такие крупные величины западного сектоведения как Фридрих Хаак, Томас Гандоу и Йоханесс Огорд подобную всеохватность метода относят к одному из признаков деструктивных культов. Впрочем, реалии «Искусства жизни» иллюстрируют и остальные признаки тоталитарных сект: гуруизм, тотальный контроль в организации, «эзотерический разрыв».
Последнее означает обман при вербовке. В рекламе курсов «Искусство жизни» ничего не говорится о том, что они носят религиозный характер. Тем не менее, «сударшан крия» — это не просто антистрессовая методика: «Посредством Сударшан Крийи человек на опыте узнает свою сокровенную Самость, которая беспредельна» (Шри Шри Рави Шанкар. Бог любит веселье и другие беседы. — Мн.: ИПП Мин-ва экономики РБ. 1998. — С 115.) А познание «самости» носит именно религиозный характер: «Вы должны разгипнотизировать себя и знать, что вы — часть истины. Вы — часть целого. <…>. Либо вы — часть Бога, либо вы – Бог, вот ваши два варианта выбора. Вы можете чувствовать себя частью Бога, частью Мастера, частью жизни, но если вы чувствуете, что вы — жизнь, вы — Бог, вы – Мастер…» (Шри Шри Рави Шанкар. Стучи в дверь изо всех сил. — Мн., 1998. — С.30.)
Это «самобогопозание» тесно связано с культовым «гуруизмом» — абсолютизацией, обожествлением учителя: прежде всего, основателя, затем – его представителей. И последователи Рави Шанкара действительно считают его божеством: «Многие из его последователей видят в Пантиджи то божество, которое им наиболее дорого: Иисуса, Шиву или Кришну, Будду, даже «Божественную мать» в мужском воплощении…» («Самый простой» святой / Материалы ИЖ). В культе постижение собственной божественности немыслимо вне поклонения гуру-Мастеру. И на практике «продвинутые» последователи Шри Шри возжигают перед его портретом живой огонь, выставляют жертвоприношения из цветов и пищи, что в Индуизме принято совершать перед изображениями богов.
Не сообщают вербовщики на курсах по «развитию личности» и то, что конечный итог этого «развития», по учению Шри Шри Шанкары, – уничтожение собственной личности путем полного растворения в безликом Божестве…
Тем не менее, в Беларуси «Искусство жизни» зарегистрировано как светская, а не религиозная организация. Это не смотря на то, что в 1999 году государство уже ловило последователей Шанкары на лжи: «Белорусская РОО «Искусство жизни» является не автономной организацией, а является структурой, входящей в сеть международных организаций, созданную религиозным деятелем Индии Шри Шри Рави Шанкаром для пропаганды и распространения своего мировоззрения. Учение Шри Шри Рави Шанкара основано на индуистских традициях и ведической практике познания Божественного и является религиозным. В связи с этим, основа деятельности Белорусского РОО «Искусство жизни» является религиозной». (Экспертное заключение по уставу и материалам РОО «Искусство жизни», утвержденное Экспертным советом при Уполномоченном по делам религий и национальностей при Совмине.)
Тогдашнее республиканское общественное объединение регистрации лишили. И только в феврале 2009 года, видимо, воспользовавшись введенным накануне заявительным принципом, ученики Рави Шанкары зарегистрировали в Мингорисполкоме ООО «Искусство жизни». Этот неоиндуистский культ присутствует в Беларуси и еще под одной маской – МОО «Всестороннее развитие»:
Светский статус успокаивающе действует на общественность и чиновников, давая небывалые возможности для скрытой вербовки: «У нас в регионе культисты под видом пропаганды религиозно-нейтральных оздоровительных методик активно проникают в вузы, организуют клубы, лагеря отдыха и «оздоровительно-развлекательные» мероприятия для студентов и школьников. Светский статус позволяет им беспардонно эксплуатировать при вербовке такие трендовые темы как здоровый образ жизни, экология, личностный рост и другие», — рассказывает представитель проекта Центра защиты здоровья семьи и личности в Бресте Андрей Моисеев.
«На молодых людей особенно безотказно действует типичный сектантский прием «бомбардировка любовью», играющий на потребности чувствовать себя принятым и значимым. А благодаря пробелам гуманитарного образования, узости культурного кругозора и незрелости мышления молодые (да и не только) люди воспринимают «знания» от Шанкары, напичканные оккультными банальностями, заимствованиями и трюизмами, как небывалое откровение Божественного гения. Они восторгаются как чудом простенькими психофизиологическими трюками и в священном трепете открывают сердца и кошельки квазииндуисткому новоделу как древней духовной традиции», — свидетельствует исследователь.
Лгут культисты и о совместимости их практики с исповеданием других духовных традиций, в частности, православного христианства: «Последователи Шанкары заявляют о том, что она не противоречит исповеданию других религиозных традиций, в частности, православного христианства. Это определенно не так! При вербовке на базовые курсы христианам почему-то не сообщают, что по мере индоктринации их будут подводить к необходимости совершения гуру-пуджи «Его Божественной милости Шри Шри Шанкаре» — то есть к поклонению основателю культа как богу. Очевидно, что в библейской системе оценок такая практика именуется грехом идолопоклонства и требует покаяния, а не поощрения», — комментирует председатель Миссионерского отдела Бресткого епархиального управления, диакон брестского Свято-Симеоновского кафедрального собора Геннадий Сорока.
«Тот образ духовности, который предлагается под видом «курсов» от «Искусства жизни» хорошо известен в православной традиции, но под именем аномалии духовной жизни – «прелести», — продолжает эксперт. – Шанкара внушает сосредоточиться на осознании своей «божественной самости», на поиске состояний любви и блаженства, совершенно упуская важнейшую составляющую здоровой духовной жизни – покаяние. Такая «духовность» основана не на видении своих грехов перед Богом, а на видении себя богом. А межу тем, глубокий знаток святоотеческого опыта святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть… возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение, совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным». Таким образом, по критериям православной аскетики духовная практика «Искусства жизни» – прелесть, самообольщение, бесообщение!»
Конечно, нет худа без добра. По мнению, кандидата психологических наук, члена Экспертного совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей при Совете министров Екатерины Агеенковой: «Физические упражнения и дыхательные техники, применяемые в организации «Искусство жизни», не имеют серьезных противопоказаний (среди противопоказаний можно указать астму) и обычно вызывают положительный физиологичесий эффект». Поэтому, по ее словам, они «могут использоваться вне курса «Искусства жизни» как оздоровительные процедуры».
Вот только зачем за их обучение выкладывать немалые деньги, если тот же, а то и больший эффект можно получить при помощи множества методов переключения внимания, управления дыханием и релаксации, которые запросто бесплатно выуживаются интернет-сетью?!
А вот инструктаж «Искусства жизни» может порой спровоцировать и остановку дыхания (дай Бог, не жизни!): «Помимо того, что у меня онемели конечности и жгло позвоночник, резко подскочило давление — еле-еле ее закончила — я периодически отключалась, переставая дышать…
Во время дыхания я в какой-то момент просто не могла сделать ни вдох, ни выдох. Переставала дышать (просто не могла), но при этом ощущения удушья не возникало. Даже наоборот, мне было вполне неплохо. Такое чувство, словно внутри все замерло на несколько секунд. Потом я отключилась. Просто провалилась в пустоту: ни звуков, ни ощущений — кроме вот этого ощущения «ничего», ни мыслей в голове… Потом приходила в себя, через несколько мгновений осознавала, что я вообще-то не дышу — и усилием приходилось заставлять себя это делать. Сколько я была в «отключке» — не знаю, но если по аудиокассете прикинуть, то от нескольких секунд до минуты, возможно. Так повторилось несколько раз. Потом, после практики, когда мы все лежали на полу, еще пару раз, после чего я не могла пошевелиться, не приложив усилия…
Я решила прекратить занятия, потому что в целом чувствую себя просто отвратительно (позвоночник жжет до сих пор), ну и эти провалы меня беспокоят, я не уверена, что это безопасно» (из рассказа бывшей «курсантки» Татьяны Катальниковой).
Эти остановки дыхания без чувства удушья напомнили почему-то об ощущениях тепла и блаженства, которые испытывают напоследок замерзающие в снегу… Все-таки, опасно порой держать душу нараспашку перед модными поветриями – может смертельно просквозить!
Глоссарий:
Пранаяма (от санскритских «прана» [дыхание, жизненная энергия, жизнь] и «яма» [остановка, контроль, управление], буквально: «остановка дыхания» или «управление дыханием») — любые дыхательные техники йоги. Иногда в риторике Шанкары встречается попытка противопоставить пранаяму сударшан крии. Однако это не более чем вербальный рекламный трюк: «отстройка» от конкурентов.
Сударшан крия. В переводе с санскрита: «сударшан» — правильное видение [«су» — точно, правильно; «даршана» — видение], «крия» — делание, действие, реагирование. Техника представляет из себя дыхание: 4–5 кругов по 25–40 вдохов-выдохов, затем — несколько обычных вдохов-выдохов и быстрое дыхание до 150–200 вдохов-выдохов в минуту под ритм, задаваемый записью голоса гуру. После обучения рекомендуется ежедневно совершать сударшан крию в домашних условиях.
Шри Шри Рави Шанкар. «Шри» с санскирита – святой. Официальный титул имеет еще добавление: «Его Святейшество…». Так что скромность «самого простого святого на земле» воистину брежневская!
«Рави Шанкар», по мнению исследователей, – псевдоним, взятый в подражание известнейшему индийскому композитору, музыканту и виртуозу игры на ситаре.
Пандит-джи. Уважительное обращение к священникам-брахманам. «Пандита» – обладающий знанием, мудростью; «джи» – частица, прилагаемая к обращению для выражения высокой степени уважения.
Олег Нагорный,
консультант по религиозной безопасности,
глава проекта Центра защиты здоровья семьи и личности
/ sobor.by