«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6,14)
Вся наша планета усеяна памятниками. Воздвигнуты они человеческому гению, труду, открытиям, героизму людей. Воздвигла их родительская любовь, преданность или благодарность потомков. Но есть во всей вселенной единственный и неповторимый памятник, который воздвигнут отнюдь не любовью или признательностью. Не доброй памятью или расположением. Воздвигнут он злобой, ненавистью и коварством человеческим. Памятник этот – Крест Христов, на котором люди пригвоздили своего Спасителя и Бога. И стоит этот крест над пространством и над временем, являя всем народам мира Божию любовь и благоволение, свидетельствуя о человеческой неблагодарности. Этот памятник освятил мир и человечество, ибо на нем пролил Свою искупительную кровь наш Спаситель. Силою на нем распятого Христа он стал знамением и оружием христианства.
В 326 году от Р.Х. царица Елена обрела Честное Древо Господне. История повествует о том, с какими трудностями пришлось столкнуться этой восьмидесятилетней женщине при поиске места нахождения Голгофы. Долгое время никто не мог указать его. Когда же наконец был найден такой человек (его звали Иуда), и указал это место, рабочим пришлось приложить много труда для того, чтобы в ручную снять верхний слой земли. Был вырыт глубокий котлован, и когда копавшие, казалось, потеряли всякую надежду на то, чтобы хоть что-то найти, они вдруг почувствовали благоухание. Рабочие откопали три креста, возле них лежала табличка с надписью «Иисус Назарянин-Царь Иудейский». Все были в замешательстве, как понять на каком Кресте был распят Иисус Христос. Тогда епископ Макарий попросил, чтобы к этому месту принесли смертельно больного человека. В первом случае историки описывают, болящую неходячую женщину, к которой поочередно были приложены кресты, и она, ощутив огромный прилив сил от одного из них, встала исцеленная; во втором случае этот чудодейственный Крест был приложен к умершему человеку и он воскрес.
Слух о происшедшем быстро распространился по Иерусалиму и толпа людей собралась перед Голгофой. А так как народа было чрезвычайно много, и каждый хотел хотя бы увидеть это Крест, то Святитель Макарий, став на возвышенное место, воздвигал Животворящее Дерево Креста и показывал его всем здесь присутствующим. Народ, видя святой Крест, с благоговейным трепетом взывал: «Господи помилуй!»
Многие из нас с любовью поклонятся Кресту изнесенному священнослужителями из алтаря на праздник Крестовоздвижения, но одним прославлением и поклонением святому Кресту мы еще не достигаем сознания того, как дорог и спасителен он для нас.
Когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов. Мы решаемся следовать за Ним, а путь Христос нам указал: Отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста – знамением победы и готовности так жить и так умирать, как умирал Господь.
Христианин должен взять свое знамя, поднять его и освятить им свою жизнь.
Крест – орудие позора – стал орудием спасительной силы и святости. Крест остался на все времена не только символом мучения и страданий, но и символом победы над злом, неправдой и смертью. Таким его сделала смерть Спасителя. Христос примирил нас с Богом «посредством Креста, убив вражду в нем» (Еф. 2,16).
В жизни есть только один истинный путь – Путь, который показал нам Иисус Христос – через Крест. Но мы настойчиво идем каждый своим путем, не понимая, что Крест – это единственное место, где человек может получить ответы на все свои вопросы и нужды, только на Кресте происходит освобождение от груза человеческого непрощения. Господь призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), тем самым открывая для нас секрет жизни: Крест – это единственное место во вселенной, где человек обретает покой душевный, мудрость, перестает спешить и суетиться. Он полностью принимает волю Божью и освобождается от бунтарского прошлого своих прародителей Адама и Евы. Там, где бунт, там нет любви. Идти на Крест – значит идти на любовь.
Литература:
- Библия. М. 2008.
- Митрополит Антоний (Блум). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Клин, 2004.
- Митрополит Владимир (Сабодан). Проповеди. Т. 1. Киев, 1997.
- Скурат К. Е. Идите и научите. Минск, 1998.