Разнообразны мнения, не противоречащие истине.
Да примирит их и водворит между ними взаимное согласие сама истина.
Августин Аврелий
Разделение от единства
Древними Восточными церквями (Восточными Православными Церквями, Древними Православными Церквями) называют группу Церквей в Передней Азии, Северо-Восточной Африке, на Кавказе и в Индии, которые отделились от Вселенской Церкви в V–VI вв. из-за несогласий по вопросу о соотношении божественного и человеческого начал в Иисусе Христе.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы — божественную и человеческую.
Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Главный богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. В несторианстве признается одна богочеловеческая воля Христа, сложная, состоящая из двух согласных между собой воли Божественной и человеческой.
Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.
Cмягченной формой монофизитства является монофелитство. Признавая две природы во Христе, монофелиты учили, что во Христе — одна воля, а именно — воля Божественная.
С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и Древними Православными Церквями заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Эти Церкви отвергают решения Халкидонского (IV Вселенского) Собора 451 г. и всех последующих Соборов.
К Древним Восточным Церквям относятся:
Армянская Апостольская Церковь,
Коптская Православная Церковь,
Сирийская Православная Церковь,
Ассирийская Церковь Востока,
Эфиопская Православная Церковь,
Эритрейская Православная Церковь,
Маланкарская Православная Сирийская Церковь,
Маронитская Церковь.
Армянская Апостольская Церковь
Проникновение христианства в Армению церковное предание связывает с именами апостолов Фаддея и Варфоломея. Широкое распространение христианства начинается с проповеди Григора Партева (Григория Парфянина), почитаемого Церковью как святого Григория Просветителя (около 240–332), сын и преемник которого — Аристакес — был участником I Вселенского Собора.
В 301 г. был обращен в христианство армянский царь Тиридат III. Поэтому 301 г. стал датой христианизации Армении. В честь Григория Просветителя Армянскую Церковь иногда называют «григорианской». Однако ее приверженцы подчеркивают именно апостольское происхождение Церкви.
В начале V в. церковный деятель Месроп Маштоц (362–440) создал армянскую письменность и вместе с католикосом (главой Армянской Церкви) Сааком Партевом перевел Библию на армянский язык.
В период с 491 по 536 г. Армянская Церковь окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви.
В 506 г. на Двинском Соборе она отвергла решения Халкидонского Собора и стала независимой от Византийской Церкви.
В эпоху средневековья, когда армяне боролись за выживание в условиях иноземного ига — сначала персидского, затем арабского, снова персидского и турецкого — Церковь становится силой, сплачивающей народ, символом армянской нации и армянской культуры.
Драматические события армянской истории вели к расселению армян по многим странам. Армения рано утратила свою государственность.
В XIX в. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, Западная Армения была под властью Турции. В 1915 г. турки уничтожили около полутора миллиона армян, лишив турецкую часть Армении коренного населения. Поэтому последователи Армянской Апостольской Церкви рассеяны по всему миру: в Армении, США, России, Грузии, Франции, Иране, Ливане, Сирии и др. странах.
Армянская Апостольская Церковь имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д.
Сегодня под Армянской Апостольской Церковью (ААЦ) понимается Католикосат Всех Армян, с центром в Эчмиадзине (Армения), канонически подчиненные ему Константинопольский и Иерусалимский патриархаты ААЦ, а также обладающий широкой автономией Католикосат Великого Дома Киликии, имеющие единое вероучение и поддерживающие евхаристическое общение.
ААЦ объединяет около 7 млн. верующих разных национальностей, но преимущественно армян.
В России в настоящее время действуют две епархии Армянской Апостольской Церкви: Новонахичеванская и Российская с центром в Москве и епархия юга России с центром в Краснодаре.
Коптская Церковь
Согласно церковному преданию, первым в Египте проповедовал христианство уже в I в. евангелист Марк. К началу IV в. значительная часть коренного населения Египта уже исповедовала христианство.
Потомков древних египтян, в первые века нашей эры принявших христианство, принято называть коптами. Слово это происходит от арабского наименования Египта — «аль-Кибт».
Коптская Православная Церковь образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов.
Во второй половине III–IV вв. в Египте зародилось монашество.
В то время Церковь в Египте была сплочена вокруг Александрийского Патриархата, чье влияние в христианском мире было огромно благодаря таким личностям, как Афанасий Александрийский (295–373), прозванный отцом Православия, и Кирилл Александрийский (ум. 444 г.). Поэтому решения Халкидонского Собора 451 г., низложившего Патриарха Александрийского Диоскора, вызвали возмущения среди египетских христиан.
Национальная замкнутость египтян, обусловленная ненавистью к Византии, облегчила их завоевание арабами, а принудительная исламизация привела к значительному упадку в стране. Вследствие этого Коптский Патриарх Кирилл IV (? 1860 г.) начал переговоры с Преосвященным Порфирием (Успенским) о воссоединении с Православием, но был отравлен, а его противники вошли в унию с Римом (1898 г.).
В настоящее время Коптская Православная Церковь фактически соединилась с Александрийской Православной Церковью. Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Состоит из 400 общин. Богослужение происходит на арабском и коптском языках. Сохранены некоторые иудейские (раннехристианские) обряды, например, обрезание (циркумцизия).
Копты при крещении после обряда делают татуировки в виде креста на запястье правой руки, символизирующую готовность принять мученичество за веру. Нательный крест имеет форму древнеегипетского иероглифа «анх» — «жизнь».
Эфиопская Церковь
В IV в. на территории современной Эфиопии существовало царство Аксум. Уроженцы Тира (Финикия) — христианские миссионеры Фрументий и Эдесий — попали туда как пленники. Им удалось обратить в христианство царя Аксума, который утвердил христианство государственной религией.
Вплоть до XX столетия христианство играло огромную роль в единственной христианской стране Африки. Отделенное от остального христианского мира, окруженное язычниками и мусульманами, Эфиопское царство рассматривало себя как священную христианскую державу. Существует легенда о происхождении эфиопской царствующей династии от царя Соломона и царицы Савской.
В церковных обычаях эфиопского христианства сильно влияние иудаизма (обрезание, пищевые запреты и др.), а богослужение содержит элементы местных африканских традиций — в частности, священные танцы под барабанный бой.
Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь до 1959 г. являлась часть Коптской Православной Церкви, а затем — автокефальной.
При царе Сисинии (1607–1632 гг.) вошла в унию с Римом, но следующий царь Василий (1632–1667 гг.) изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Придерживается заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются упразднёнными: соблюдение законов о пище, а также празднование субботы (наряду с воскресеньем). Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете). Также в народной традиции южных эфиопов практикуется женское обрезание, традиция которого имеет небиблейское происхождение и осуждается иерархией Эфиопской церкви. Имеется много пустынных монастырей. Возглавляет Церковь Святейший Патриарх Эфиопской Православной Церкви с резиденцией в Аддис-Абебе.
После обретения в 1993 г. независимости Эритреи (до этого входившей в состав Эфиопии) была провозглашена автокефалия Эритрейской Православной Церкви, объединившей христиан Эритреи, большинство населения которой составляют мусульмане.
Сирийская (Сиро-Яковитская) Православная Церковь
Образована в 540-е гг. сирийским монофизитским епископа Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г. отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство. В начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Северо-Западную Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с малабарскими христианами.
В отличие от восточных сирийцев значительная часть западных сирийцев поддержала «монофизитскую» оппозицию Халкидонскому собору. Окончательный разрыв с господствующей в Византии Церковью произошел в середине VI в. С этого времени и начинается история Сирийской Православной Церкви, которую по имени ее фактического основателя Якова Барадая называют также яковитской.
В настоящее время Сирийская Православная Церковь насчитывает шестнадцать епархий. Ее приверженцы проживают в Сирии, США, Ираке, Турции, Ливане. Полный титул главы Церкви звучит так: Сирийский Православный Патриарх Антиохийский и Всего Востока, Верховный Глава Вселенской Сиро-Православной Церкви с резиденцией в Дамаске.
Ассирийская Церковь
Ассирийская (Сиро-Персидская) Церковь Востока из т.н. «несторианских»; образована в 484 г. на базе Персидской («Халдейской») Церкви и Патриархата «Селевкия-Ктесифон» (современный Багдад).
Расцвет Ассирийской Церкви относится к эпохе средневековья. В VII–VIII вв. развивается мистическое богословие и монашеский аскетизм. С VI по XIV вв. Церковь Востока вела активную миссионерскую деятельность в Центральной Азии, Китае и Индии. В VII-XI вв. — самая обширная по территории христианская Церковь. К 1318 г. в Церкви насчитывалось тридцать митрополичьих кафедр и двести епархий, охватывавших территорию от Месопотамии до Дальнего Востока. Распространилась по всей Аравии, Сев. Индии и Центр. Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов.
Однако со времен походов Тамерлана (кн. XIV в.) начинается упадок Церкви Востока.
Для восточных сирийцев, которые по имени древнего народа стали называть себя ассирийцами, и для их национальной Церкви первая половина XX в. стала эпохой тяжелых бедствий. В конце Первой мировой войны ассирийцы, возглавляемые патриархом-католикосом, восстали против турецкого господства, надеясь на помощь Антанты. Восстание было подавлено, после чего сотни тысяч ассирийцев были уничтожены, а десятки тысяч бежали на Кавказ, в Россию, в страны Европы и Америки.
В 1898 г. несколько тысяч айсоров (ассирийских христиан) из Турции во главе с архиепископом Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь через покаяние. В настоящее время имеется ок. 80 ассирийских общин (в Сирии, Ираке, Иране, Ливане, Индии, США и Канаде), которыми управляют 7 епископов. В России храмы Ассирийской Церкви Востока существуют в Москве и Краснодарском крае.
Возглавляет Церковь Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока с резиденцией в Чикаго.
Маланкарская Православная Сирийская Церковь
Церковное предание возводит начало христианства в Индии к деятельности одного из двенадцати апостолов — Фомы. Уже к середине IV в. в Южной Индии имелось многочисленное христианское население. В настоящее время число последователей этой Церкви — около 1,7 миллиона человек. Подавляющая их часть проживает в южноиндийском штате Керала. На юге Индии имеются еще несколько христианских церквей, ведущих свое происхождение от древнеиндийского христианства. Последователей всех индийских Церквей, восходящих к сирийской традиции, называют христианами святого Фомы.
Маланкарская Православная Сирийская Церковь тесно связана с Сирийской Православной Церковью.
Малабарская Церковь
Малабарская Православная Церковь восходит к общинам, основанным в Индии ап. Фомой на т.н. Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к несторианскому Патриархату «Селевкия-Ктесифон», влияние которого в Аравии и Сев. Индии было доминирующим. Тем не менее «христиане ап. Фомы» не стали несторианами. После разгрома Сев. Индии Тамерланом в кон. XIV в. Малабарское побережье было открыто португальцами и началась принудительная латинизация. Это привело к расколу 1653 г., когда наибольшая часть малабарских христиан отделилась от навязанной им испанцами унии и присоединилась к Сиро-Яковитской Церкви, которая доминировала на севере (1665). Эта объединённая Церковь носит теперь название Сирийская Православная Церковь Индии. Возглавляет её Патриарх-Католикос Востока с резиденцией в Коттаяме.
Маронитская Церковь
Церковь маронитов — членов христианской церкви, исповедующих монофелитство, получивших название по имени монаха-аскета Марона, — оформилась в качестве самостоятельной в VII в. в Сирии. Догматика маронитов близка к католической. Основные отличительные особенности — белое духовенство вступает в брак и носит бороды, Литургию проводят на сирийском (среднеассирийском) языке. Церковь существовала среди ливанских горцев до эпохи крестовых походов. В 1182 г. маронитский патриарх заключил унию с Римом и получил звание кардинала. Остальные общины вошли в унию в 1215 г. В настоящее время насчитывается свыше 900 тыс. маронитов, живущих на территории Сирии, Египта, Израиля, Иордании, Европы и Америки.
История отношений с Вселенским Православием
После пятнадцати веков разделения вторая половина XX столетия ознаменовалась началом диалога между Вселенскими Православными и Древними Православными Церквями.
В 1964 году в городе Ааргус, Дания, начался диалог между богословами Православных Церквей и антихалкидонитов. В 1985 году начался официальный диалог между Православной Церковью и антихалкидонитскими Церквами в целом.
В результате этого диалога были достигнуты соглашения, подписанные представителями Церквей, важнейшее из которых — «Второе общее заявление и предложения Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990). Его суть в том, что вера двух семей — идентична, различается лишь понятийно. Этот документ был направлен в Церкви для обсуждения и рецепции. В Русской Православной Церкви изучение осуществлялось Синодальной богословской комиссией (1994–1997 гг.). По результатам обсуждения, по рекомендации Богословской комиссии, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ) 1997 года принял постановление о необходимости уточнения христологических формулировок этого документа. Во исполнение этого постановления Священный Синод РПЦ 30 марта 1999 года принял решение о начале прямого двустороннего диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными Церквами.
20 марта 2001 г. состоялось заседание координационного комитета по диалогу РПЦ с Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами.
18 марта 2010 г. подписана декларация о сотрудничестве РПЦ и Армянской Апостольской Церкви, о продолжении межцерковного диалога — как в богословском, так и в социальном аспектах — и открытии представительств РПЦ в Ереване и Армянской Апостольской Церкви в Москве.
Источники:
Дохалкидонские церкви: religii-mira.info/x_doh.html.
Древне-Восточные Церкви: religion.babr.ru/chr/east/prav/dv/i.
Древне-Восточные Церкви… hristianstvo.dljavseh.ru/Hristi.
Магакия Орманян. Армянская Церковь. — М., 2006.
Копты: путь возвращения к традициям. Беседа с прот. Олегом Давыденковым, 8 мая 2010: http://www.pravoslavie.ru/guest/35255.htm.
Роберсон Р. Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник. — СПб., 1999.
Селезнев Н.Н. Ассирийская Церковь Востока: Исторический очерк. — М., 2001.
Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. — М., 2003.
Шабуров Н. В. Христианство первого тысячелетия. Древние восточные церкви Прикладное религиоведение для журналистов. Сост. и ред. М. В. Григорян. — М., 2009.
Прот Шмеман А.,. Исторический путь православия. — М., 1993.
Эфиопская_Православная_Церковь: ru.wikipedia.org/wiki/.
Александр А. Соколовский
Тема изложена совершенно. Сайт радует.
Роль РПЦ в контактах церквей сверважна!
Солидная статья.
Жёстко,но может справедливо? Дадим нашим отцам почву для дискуссии.
Вы лучше напишите, какую связь имеет старообрядчество и несторианство.