17 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Ежегодно на праздник Входа Господня в Иерусалим, называемый в народе Вербное воскресенье, православные храмы переполнены: люди спешат в церкви, чтобы освятить принесенные с собой или приобрести уже освященные веточки вербы. Поставив затем дома у икон, верующие сохраняют их в течение года в знак освящения жилища и живущих в нем.
Чтобы разобраться, при чем здесь верба и каков смысл праздника, давайте обратимся к библейской истории.
Земная жизнь воплотившегося Сына Божия началась в убогой пещере в г. Вифлееме. Про детские годы, проведенные с семьей в г. Назарете, известно немного. Выйдя в 30-летнем возрасте на общественное служение, Господь наш Иисус Христос в течение трех с половиной лет неустанно помогал всем, нуждающимся в Его помощи, и всегда уклонялся от громкой славы. Иудейский народ, видя многочисленные чудеса, совершаемые Христом, начали догадываться, что Он — обещанный Богом еще в начале человеческой истории Спаситель. Однако они ошибочно хотели видеть в Нем царя, который пришел освободить их от иноплеменного ига. Сын Божий пришел на землю не для того, чтобы овладеть земным царством, но чтобы людям показать путь к Небесному, чтобы освободить всех нас от довлеющей силы греха, вернуть нам некогда утраченные святость и блаженство.
Для выполнения такой высокой цели Ему предстояло быть преданным одним из ближайших учеников, принимать постоянные завистливые укоры элиты еврейского общества, которая впоследствии стала организатором Его убийства через распятие на Кресте.
Будучи не только Человеком, но и Богом, Иисус Христос знал итог Своей земной жизни заранее. Несмотря на это, Он не уклонялся от общения с людьми. А незадолго до того, как Его предадут и заключат под стражу, происходит удивительное событие.
Наступал иудейский праздник Пасхи, и множество людей приходили в Иерусалим по этому случаю. Они также хотели увидеть и Иисуса и Лазаря, которого Тот недавно воскресил от смерти. Христос, до сих пор смиренно уклоняющийся от всяких почестей, подобающих Его Божественной личности, теперь принимал эти почести, как бы в добровольное приготовление Себя к принесению искупительной жертвы за человечество. Входя в Иерусалим, Господь воссел на приведенного Ему молодого осла, и множество народа, пришедшего на праздник, вышли навстречу Ему, «постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге», готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена сопровождали царей на востоке, и восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»
Однако Христос въезжал в Иерусалим не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.
В нашей стране южные пальмы не растут, поэтому верующие с давних времен используют ветви вербы, которая весной распускается первой. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». И так важно помнить и понимать, что освящается не столько верба, сколько люди, стоящие в храме, ведь в молитве, читаемой в этот день, именно их священник просит Бога освятить.
Екатерина Глушанина