Четверг, 19 мая
Shadow

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Для стяжания же духовного разума нужно, прежде всего, послушание разуму Вселенской Православной Церкви. Свет Христова Учения, свет Его любви просвещает всякого! И любовь — это проба, по которой проверяется — слепы ли мы или зрячи, больны или здоровы…

Порождает духовную слепоту грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И ожесточается сердце человеческое и грубеет. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому, ни другому. И ослеп человек окончательно. И отступает Бог…

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

В эту неделю (воскресный день) вспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному.

Чудо исцеления слепорожденного весьма прилично дням христианской Пятидесятницы: подобно остальным, воспоминаемым святой Церковью в этот период событиям, это чудо возвещает о Божественной силе и славе воскресшего Господа (Иоан. 9:31-33,38).

По объяснению Синаксаря, чудо исцеления слепорожденного вспоминается в настоящую неделю потому, что оно было совершено в Пятидесятницу.

В примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, “потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный — один Господь, и только во свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.

Поэтому святая Церковь в песнопениях настоящаго дня и внушает нам взывать: “Правды Солнце мысленное Христе Боже, из утробы света лишенного Твоим пречистым прикосновением просветившее обоюду, и наши очи душевные озарившее, сыны дне покажи,” и “наша озари душевная чувства;” “Рождейся от Девы, просвещей всяческая, просвети мя яко Благоутробен;” “окаянную душу мою, нощеборющуюся со тьмою страстей, предварив ущедри, и возсияй, мысленное Солнце, дне светлы е звезды во мне, во еже раздедити нощь от света;” “умныя мои очи, ослепленныя, Господи, от мрачного греха, Ты просвети, вложив, Щедре, смирение, и покаяния омый слезами;” “струю ми даруй, Христе, премудрости неизреченный и разума горняго, Свете сущих во тме и прельщаемых Наставнице.”

Душевными очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду,
якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый.
Кондак, гл. 4.

Христос Воскресе!

К сожалению, братья и сестры, приближается время, когда мы это пасхальное приветствие, к которому привыкли за пасхальные дни, должны будем сменить на наши обычные приветствия — приближается день отдания праздника Пасхи. Когда мы проходили поприще святого и Великого поста, казалось, что все для нас было ясно и понятно.

Церковью была поставлена конкретная задача перед каждым из нас — это достойная встреча Пасхи Господней. И на протяжении всего Великого поста мы выполняли эту задачу — усиленно молились, постились, воздерживались от многого, каялись в своих согрешениях — кто-то, может быть, лучше, кто-то хуже, но каждый человек, осознающий себя православным, не мог не воспринимать Великий пост как время особое, покаянное.

Но наступили пасхальные дни, напряжение спало, радость переполнила каждого человека — Пасха Христова! И многие из нас наблюдают следующую картину. Пост окончился, воздерживаться более ни к чему, радуемся, веселимся, а вместе с тем замечаем, что из души уходит что-то такое важное и необходимое, мы что-то теряем. Что же происходит? А происходит ничто иное, как наше расслабление, потеря внимания, бдительности, и, как следствие, мы отдаляемся от своего Господа.

Чтобы этого не происходило Святая Церковь как чадолюбивая Матерь наша, заботясь о нашем спасении, стремится к тому, чтобы мы всегда, не останавливаясь и не сворачивая, шли к своей цели, и этой целью является Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Ибо нет другой цели у христианина, нет другого предназначения, нет другого смысла жизни!

И если мы внимательно вслушивались или вчитывались в слова евангельских чтений, которые предлагались нашему вниманию в этот послепасхальный период, в те воскресные дни, которые именовались Неделями по Пасхе, то заметили, что Церковь непрестанно продолжала вести нас к этой самой главной для человека цели.

Помните, когда в первое воскресенье после Пасхи, в Неделю о Фоме или Антипасху, мы слышали тот возглас, который не был лишь словами, но который излился из самой глубины сердца апостола Фомы при виде Воскресшего Христа: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20,28)

И тогда мы уже говорили, что эти слова не только напоминают нам о том событии, которое совершилось почти два тысячелетия назад, но, прежде всего, учат нас тому, чтобы мы четко осознавали: «Мне необходим Спаситель». Как и апостол Фома, мы должны видеть этого Спасителя в Христе: «Господь мой и Бог мой!», — без Него спасения для меня нет, я погибну.

Во второй воскресный день после Пасхи мы вспоминали о святых женах- мироносицах, которые сердцем исповедали свою любовь ко Христу. И нас Святая Церковь этим напоминанием учила, чтобы мы не только устами, но, прежде всего, сердцем исповедали Бога, не внешне лишь, а всем своим естеством стремились к Нему, прилеплялись к Нему, ставили Его в центр своей жизни.

Как жены- мироносицы любили Христа — любили беззаветно, даже, если хотите, безрассудно — сверх того, что может подсказывать человеку его разум, вот так и мы должны научиться любить Христа! В третий воскресный день после Пасхи мы слышали слова Христа Спасителя, обращенные к исцеленному от расслабления человеку: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14).

Этими словами, братья и сестры, Святая Церковь назидает нас, что именно грех является той страшной разрушающей силой, направленной против самого главного в нашей жизни, а самым главным в нашей жизни является стяжание спасения. Грех мешает человеку идти за Христом, создавая то самое средостение — стену — между ним и Богом.

В прошлый воскресный день, и это еще свежо в нашей памяти, Святая Церковь напоминала нам о беседе Христа с самарянкой. И это не случайно, потому что эта умилительная, но, вместе с тем, глубоко содержательная беседа, учит нас от внешнего внимания к слову Божию переходить к внутреннему переживанию и стоянию в истине.

И вот сегодня — последний воскресный день, когда мы еще совершаем пасхальные песнопения и еще встречаем друг друга пасхальным приветствием. Казалось бы, совсем недавно только готовились войти в мироспасительный и ликующий праздник Пасхи Господней, а через два дня будем совершать отдание этого праздника.

И, конечно же, братья и сестры, как и всегда, сегодня Святая Церковь учит нас единому на потребу, очень важному и необходимому. За Божественной литургией мы слышали евангельское чтение о чуде Христа Спасителя, совершенном над слепорожденным человеком (Ин. 9,1-38).

Может возникнуть вопрос: при всем нашем благоговении пред чудесами, совершенными Господом, — каким образом это чудо относится к нам и чему оно может научить? Я хотел бы привести слова церковного песнопения — кондака, который мы слышали и вчера за всенощным бдением, и сегодня за Божественной литургией: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти, Ты сущих во тьме Свет пресветлый!»

Вдумайтесь в смысл этих слов. В том евангельском повествовании, которое было нам сегодня предложено, мы должны видеть не только внешне совершившееся чудо исцеления слепорожденного. Глубинный смысл этого чуда в том, что Господь совершает исцеление не только физических очей этого человека, но, что самое главное, Христос исцеляет и его духовное зрение.

А то, что он действительно стал духовно зрячим, мы можем заключить из того, что он узнал во Христе Мессию и отнесся к Нему не просто, как к одному из величайших пророков и чудотворцев. Мужественно, без страха отвечает он старейшинам и фарисеям, которые дотошно допытывались, действительно ли он был слепым от рождения, на самом ли деле было совершено это чудо исцеления Христом.

Христос исцеление слепорожденного

Этот человек готов был противостоять любым нападкам на Христа, и какую большую разницу мы видим в поведении этого человека и того евангельского расслабленного, который не только не знал, Кто его исцелил, но даже и не пытался узнать это. Не только очами физическими увидел Христа исцеленный слепой, он увидел Его очами своего сердца и своей души.

Мы с вами, по милости Божией, в большинстве своем имеем физическое зрение. Потеря зрения — это одна из величайших потерь. Но спросим самих себя: «А вижу ли я духовно, видят ли очи сердца моего?» Зрение духовное — это ничто иное, как видение Бога. И это подтверждает поведение слепорожденного человека: физически он еще не видел Христа, но уже знал, что это — Мессия, значит, духовно он видел Бога. А если душа не видит, не чувствует Бога, значит, она слепа. Все мы знаем, что каждый человек с рождения несет на себе отпечаток греха.

Царь и пророк Давид говорил: «Во грехе родила меня мати моя» (Пс. 50,7). Я говорю о первородном грехе, о той духовной болезни, которой все человечество заражено от Адама. Не случайно поэтому, Церковь предлагает нам исцеление от этого наследственного первородного греха, и это исцеление мы получаем в Таинстве крещения.

Именно в Таинстве крещения открываются духовные очи человека, и от человека зависит, сохранит ли он это зрение или сразу же погубит. Из опыта нашей жизни мы знаем, как часто мы губим свое духовное зрение и продолжаем губить через тот грех, который вольно или невольно совершаем в своей жизни.

Бывает такое, к сожалению, что человек на протяжении всей жизни ходит в церковь, внешне исповедует Бога, соблюдает обряды, но, в то же время до конца дней своих остается слепым, в гордости своей, не видя своего греха, а, следовательно, и Бога. И этим чудом исцеления слепого человека Святая Церковь напоминает нам о нашем духовном зрении, которое откроется у нас, когда мы очистимся от своих грехов.

А то, что это так мы можем удостовериться из слов Христа Спасителя, которые Он произносит, после совершения чуда исцеления слепого: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9,39). Последние слова могут быть для нас непонятными: неужели Господь сделает кого-то незрячим? Нет, братья и сестры, воля Божия, чтобы все видели, и не только физически, но и духовно.

От человека зависит, сможет ли он реализовать в своей жизни тот дар Духа Святого, который дается ему в Крещении. И Господь сделал для этого все необходимое! А то, что с приходом Христа «видящие стали слепы», мы можем приводить массу примеров, как из Священного Писания, так и из истории Церкви. Достаточно вспомнить фарисеев, саддукеев, первосвященников, старейшин иудейских. Все они, как им казалось, были зрячи — еще бы, в их руках был закон!

Но приход Христа в этот мир показал, что при всем этом, они фактически были слепы духовно, так как не увидели в Христе того обетованного Мессию, о Котором так много было написано в Законе. И пример обратный — ученики Христовы: простые рыбари, но какое перерождение произошло в них с приходом Христа, какое видение открылось в них! Вот, о чем говорит Христос!

«Доколе Я в мире, Я свет миру», — эти слова нашего Бога напоминают и нам о том, что все мы, будучи от рождения слепы, прозрели милосердием Христовым. И как слепорожденному воссиял однажды свет дня, так и нам ныне воссиял пасхальный свет Воскресения. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.