Четверг, 25 апреля
Shadow

Неделя 27-я по Пятидесятнице, о богатом юноше

Протоиерей Димитрий Смирнов

Спросил Спасителя «некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк., 18, 18). Почему евангелист Лука упоминает о том, что это был человек важный, начальник? Это о чём-то говорит? Неужели для Бога важно, кто начальник, кто подчинённый? Нет. Но эта характеристика указывает на некоторые внутренние сокровища его души, потому что мало кто из начальствующих интересуется Вечной жизнью. Каждый начальник обременён своим послушанием, а нет ничего тяжелее, чем управлять людьми. Это самое трудное, что есть на свете. Поэтому у нас так модно и принято обсуждать и критиковать начальство, что выглядит довольно глупо. Если начальника критикует кто-то ему равный, это ещё как-то можно воспринять. Но обычно критика идёт от того человека, у которого зачастую вообще ничего не состоялось.

И вот этот начальствующий вдруг интересуется, что ему делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Это говорит о том, что он интересовался не только земными предметами. И это уже свидетельствует о его особенности, поэтому, собственно, Христос и вступил с ним в разговор, потому что увидел в нём подлинный интерес.

«Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк., 18, 19). Даёт ему такую наводящую мысль: если ты видишь во Мне благость, тогда ты должен признать Меня Богом, а Я, собственно, за этим-то и на землю пришёл. В чём состоит христианство? Христианство состоит в том, что тот, кто стал христианином (а это от слова «Христос»), он верует, что вот этот Человек, Который две тысячи лет тому назад разговаривал с этим молодым, богатым и занимающим важный пост в своём народе человеком, был не просто странствующим проповедником и знатоком Священного Писания. Этот Человек и есть Сам Бог. Если такая вера в наличии есть, значит, этот человек – христианин. И поэтому одна из Его целей состояла как раз в том, чтобы люди, которые с Ним сталкивались, увидели в Нём не только то, что Он Сын человеческий, а увидели, что Он Христос, что в переводе с греческого на еврейский значит «Мессия», «Машиах», «Помазанник Божий», что Он Посланец Небес. Это Тот, о Котором пророчествовали все пророки Израиля. То есть Его слова – это есть слова Самого Бога, которые подлежат неукоснительному исполнению, ибо они есть Истина, исходящая от Самого Господа Бога. И, видя вот этого прекрасного, богатого, знатного юношу, Он ему указывает путь, по которому надо идти: «…знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей» (Лк., 18, 20-21). Господь помнит и промышляет о каждом человеке и каждому человеку хочет спастись. Поэтому Он говорит ему, какой нужно сделать следующий шаг, потому что для каждого из нас с вами тоже всегда есть следующий шаг. Потому что христианство – это есть движение к Богу. Поэтому христианство иногда называют подвижничеством, потому что мы должны к Богу двигаться. Вот это движение называется подвигом, основа – движение. И ему тоже нужно было сделать шаг.

«Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк., 18, 22). Всё, что имеешь, продай. Вряд ли кто из нас, имея трёхкомнатную квартиру, согласен её продать и купить двухкомнатную, а деньги, которые выручил от этой сделки, отдать нищим. А с него Господь потребовал нечто большее. А почему Он ему так сказал? А потому что Он увидел, что он вообще мог бы. Почему? Потому что он желал Царства Божия гораздо больше, чем любой из нас. А почему Он ему сказал, что нужно обязательно продать и раздать всё? Ведь нет такой заповеди, хотя многие из святых угодников Божиих это делали, например, Василий Великий – он всё продал и раздал бедным перед тем, как вступил на путь церковной жизни. И отдельные люди в течение нашей церковной двухтысячелетней истории часто так поступали. Преподобный Серафим Саровский, будучи по наследству купцом, миллионером, ничего этого себе не взял, стал простым монахом, питался травой, одевался в один и тот же балахон, потому что это всё возможно, и это всё бывало. Просто Господь увидел, что вот это его богатство ему препятствует. Препятствует его должность, препятствует его имение, препятствует, как это ни парадоксально звучит, вся его хорошесть: то, что он был прекрасный, воспитанный, сохранивший свою чистоту человек. А движение к Богу, тот самый подвиг, возможно только через покаяние. Покаяние – это та энергия, с помощью которой человек делает шаг навстречу Богу. А для него такой энергией могло бы стать избавление от этого ненужного балласта. Без этого невозможно никакое движение, поэтому он и зашёл в тупик. Не знал, что дальше делать. «Молюсь, пощусь, в синагогу хожу, на праздники приезжаю в храм, Священное Писание знаю, нищим помогаю – всё делаю. Папу с мамой почитаю». Что? Встал. Не едет дальше повозка, которая в Царство Небесное везёт. Что дальше делать? Нужен следующий подвиг. Потому что любое имущество – это только то, чем ты владеешь какой-то короткий период. Ты же можешь с помощью имущества сделать некое добро? Можешь. И это сделанное тобою добро будет тебя управлять в Царство Небесное.

«Приходи и следуй за Мной». Очень важно – прийти ко Христу и следовать за Ним, как это сделали апостолы. Это очень важно. Потому что, если за Ним не следовать, тогда обязательно придёшь к такому тупику, как пришёл и он. «Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» (Лк., 18, 23). Богат не только материально, но ещё и нравственно, он был нравственно богатый человек. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк., 18, 24-25). Я думаю, вы знаете, что про игольные уши говорят разное. Некоторые так называли ворота в Иерусалиме, и, чтобы груженному мешками верблюду пройти сквозь них, нужно было эти мешки с него снять, верблюд проходил, мешки протаскивали и опять его нагружали. А также в силу того, что и «канат», и «верблюд» звучит одинаково, возник такой образ: толстый канат в игольное ушко войти не может. Получился такой замечательный, красивый художественный образ, который ещё нагляднее раскрывает смысл этих слов. Почему же так? Потому что человек имеет такое свойство, которое, конечно, происходит от гордости. А свойство такое: он, к сожалению, очень многое из того, что ему не принадлежит, а досталось каким-то образом, приписывает себе. И начинает в связи с этим других немножко как-то презирать. Умный – того, кто поглупее; сильный – того, кто послабее; богатый – того, кто победнее; тот, кто получил золотую медаль, – того, кто бронзовую, и так далее. Хотя всем совершенно понятно, что в любых соревнованиях есть элемент лотереи, и всегда зависит от того, в какой семье человек родился, из какого он рода – разные стартовые позиции. У одного в роду восемь пьяниц, но человек же не виноват, что он родился именно в этой семье. И Господь это знает и относится к такому человеку с большим снисхождением, чем к тому, у которого в роду восемь академиков. Потому что Господь ждёт от потомка академиков, что он станет девятым, а он всего лишь пьяница. Поэтому если человек из семьи пьяниц станет хотя бы кандидатом каких-нибудь наук, то для него это будет колоссальнейшее достижение: что он вышел в люди, несмотря на то что он из такой среды. Поэтому для него это очень серьёзный подвиг. А для Бога неважно, чего человек достиг, для Бога важно само вот это движение, потому что это движение к лучшему. А что лучше в мироздании, чем Сам Бог? Господь этого движения ждёт от человека и это приветствует, потому что, из какой бы семьи человек ни вышел, изначала он всё равно Божий человек. В рождении каждого дитяти участвует всегда Сам Бог, и от каждого человека ждёт, как Отец, своего. От каждого человека. Нам это трудно себе представить в силу нашего эгоизма, но на самом деле это действительно так. Поэтому Иисус Христос так и беседовал с этим молодым человеком в надежде его подтолкнуть как раз к тому, ради чего тот Его и остановил: узнать, что ему ещё нужно сделать, чтобы наследовать Жизнь Вечную.

А что есть Жизнь Вечная? Познание Бога. В этом познании есть Жизнь Вечная, как говорит Священное Писание. В этом и только в этом. А он какой умница: он до этого додумался. Пойди в любую церковь православную и спроси одного, второго, третьего, десятого – даже не смогут объяснить. Вот обычно даже по телевизору бывают всякие интервью, и что там на пороге храма отвечают? «Я в церковь хожу, мне от этого легче. Меня это утешает». Да возьми седативные таблетки, и будешь утешен. Что такое счастье? Это правильно подобранные транквилизаторы. Нет ничего проще, если тебе именно это нужно… Ни один ещё не сказал ни о Царствии Божием, ни о Вечной Жизни. «Вы знаете, настроение особым образом меняется», ещё какая-то ерунда. Христос Кровь пролил на Кресте, чтобы у нас настроение было получше перед Новым годом. Это просто совершенно несопоставимо, дикость какая-то. Потому что обычно человек не вникает. Этот ветхозаветный человек вник, и это чудо, это чудесный человек.

Поэтому на его примере Господь и хочет нам показать, что даже такой чудный человек, до которого нам как до Луны, не вошёл в Царство Небесное. И не может войти. А препятствием ему служат не родственники, не обстоятельства, не собственное нездоровье, не то, что ему некогда, нет. А привязанность к земному имению, с которым ему ради Царства Небесного нужно расстаться. А что ему Господь предлагал? Господь предлагал ему стать апостолом, стать учеником. Тот юноша давно умер, кости его давно истлели, имя его мы не знаем, а имена апостолов мы знаем, даже на земле, и то помнят их имена и всегда будут помнить. И всегда, пока Церковь существует, а она будет существовать вечно, будут ходить к их могилам, поклоняться их святым мощам, а в честь них воздвигать огромные храмы. Не в честь начальников, всяких умниц, всяких хороших, добрых и порядочных людей, нет – в честь самых простых рыбаков. Почему? Потому что они приобщились к вечности благодаря тому, что они пришли ко Христу и последовали за Ним.

Потому что очень многие спрашивают: «Ну как же, он хороший человек…» В Царство Небесное войдёт тот, кто туда идёт. А тот, кто никуда не идёт, и не войдёт. А почему? Да ему это не надо ничего. А что ему надо? Ему надо, чтоб не болело, чтоб у внука в армии всё было хорошо, чтобы сноха, когда будет разводиться с сыном, не оттяпала всё имущество, ну что людям надо от Бога? А Царство Небесное – мы даже и не знаем, что это такое. Мы в церковь ходим, но ничего про это никогда не слыхали и не читали. А почему человек этим не интересуется? Да очень просто: да оно не нужно. Человек интересуется только тем, что любит. Большинство людей обременены всякими вещами, которые сами по себе могут быть очень даже прекрасными и не только не вредными, а даже и полезными, и интересными, но это никакого отношения к Царству Небесному не имеет. Поэтому это тоже очень важно нам понять. Тогда у нас, собственно, такие вопросы отпадут: а как этот человек, а как этот? А как китайцы? Вот они очень трудолюбивые. А кто ж спорит? А что плохого в трудолюбии? А этот юноша, что, был не трудолюбивым? Да нет, хорошим, но, представляете, не кто-то его позвал, не дядя Вася, не приятель по институту, а Сам Христос, Который создал его, его народ, эту землю, всю Вселенную, ему сказал: «Да брось это, оставь и приходи ко Мне, и следуй за Мной». А он остался – вот с этим барахлом, которое ему не принадлежит, потому что нам на земле вообще ничего не принадлежит. У нас есть, конечно, что-то в пользовании, но как только мы тяжело заболели, уже это не наше. Потому что лежит больной – зачем ему норковая шуба? Ну не наденешь ты её, а сверху простыню и одеяло. Скажут: «Ну совсем, психиатра надо вызывать». Никак, уже не нужно. А когда тебя на кладбище отнесли… Ну никогда не видел, чтобы в шубах хоронили, то есть уже не твоё. Попользовался – всё. Поэтому вот это тщеславие, должность, какие-то там ордена – это вообще ничего не значит. Это просто пустота. А вот то, что имеет цену, – это как раз тот путь, который мы прошли. От греха ко Христу. Вот это неизбывная, вечная ценность, это реальная ценность. Потому что это действительно достижение качества души, приобретённое от Бога.

И вот дальше, в заключение этого эпизода, евангелист Лука нам говорит, чем это закончилось. Почувствовали апостолы, что здесь какая-то тайна. «Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лк., 18, 26-27). Поэтому Он и пришёл. Поэтому Он говорит: «Ты приходи ко Мне и следуй за Мной». Потому что сам человек, даже исполняя ветхозаветные заповеди, спастись не может. Он не может спастись от греха. Внешнюю часть своей жизни он может устроить. Не пить водку может? Может. Не сквернословить может? Может. Не воровать может? Может. А не завидовать может? Оно само завидуется. Как же избавиться от зависти? Никак. Ветхозаветные заповеди не давали такой возможности, хотя призыв, конечно, звучал. Никак невозможно. От этого избавить может только Сам Бог Своею благодатью. Когда ты научишься радоваться с радующимися и плакать с плачущими. То есть когда ты сможешь чужую боль, чужую радость так же воспринимать, как свою собственную. Причём сострадать, сопереживать человеческой боли гораздо проще. А вот сорадоваться – это вообще удел единиц. Это высшее совершенство души. Невозможно научиться сорадоваться, не научившись сострадать. Но и этому Господь хочет каждого научить. Потому что необходимо каждому человеку, если он хочет быть христианином, освободиться от зависти. Что такое зависть? Зависть – это грех дьявола, который он всеял в людей, потому что первый завистник – это он. Поэтому нет человека, который бы совершенно был освобождён от зависти. Степень разная, а испытывают все.

Поэтому без того, чтобы прийти ко Христу и следовать за Ним, спасения нет. Даже если ты и по воспитанию, и по образованию, и по уму очень хороший человек, талантливый, всякий, самый замечательный. Может, ты вообще гений. Среди людей это высоко. Перед Богом этому грош цена. А христианин – это тот человек, который ищет вот этого сокровища нетленного. Вот каким содержанием наполнено это событие. Звучит прямо как притча. Поэтому евангелист Лука так подробно вот этот диалог и реакцию на него окружающих разбирает в наше научение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *