Суббота, 20 апреля
Shadow

Священномученик Иларион (Троицкий)

«В ХХ веке России и Русской Церкви довелось пережить испытания, доселе на земле невиданные. Огромные массы народа подвергались гонениям, пыткам, изощренным мучениям, предавались смерти за исповедание православной веры. Наверное, на всем пространстве Русской земли нельзя найти уголок, где не была бы пролита кровь христиан, где не страдали бы от лютых морозов и тяжких каторжных работ священнослужители и верующие. От Соловецких островов до казахских степей, от Карелии до Колымского нагорья и Магадана протянулись сотни и тысячи лагерей. И в каждом лагере, словно огоньки лампад, горели сердца исповедников, страдавших за веру Христову. Именно вера помогла им выстоять, не сломаться, сохранить человеческий облик».

Климент, митрополит Калужский и Боровский,

председатель Издательского совета Русской Православной Церкви

Одним из таких исповедников, пострадавших за веру в годину лихолетья, был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), в миру -Владимир Алексеевич Троицкий. Будущий святитель, согласно исследованию, по наиболее принятой версии, родился 13 (25) сентября 1886 года в селе Липицы, Каширского уезда Тульской губернии (ныне Серпуховского района Московской области) в семье священнослужителей(1). Дед и отец служили в одном храме, освященном в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы(2). С ранних лет ребенок воспитывался в благочестии своей тетей, так как мама у него рано умерла. Очень часто его водили в храм, где с детства он читал на клиросе. Можно смело предположить, что уже тогда, в еще совсем юном мальчике пробудилась любовь к учебе и наукам. Поэтому жизненный путь Владимира Троицкого был тесно связан с духовными школами.  Проникнутый духом благочестия, он поступает в Тульское духовное училище, которое оканчивает в возрасте четырнадцати лет (3). Далее он проходил обучение в Тульской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую оканчивает со степенью кандидата богословия в 1910 г. Его учебные работы, которые он защищал, признавались лучшими на то время и отмечались всевозможными наградами и премиями. Так же известно, что он стажировался за границей, как один из лучших студентов(4). Перед Владимиром открывается путь преподавательской деятельности, которому он следует, как один из лучших выпускников. Собственно, с 1911 г. он преподает Священное Писание Нового Завета в академии. В 1912 году он получает ученую степень магистра богословия. В это время он пишет много научных статей и богословских трудов.

Но не только научно-преподавательская деятельность была основой жизненного пути Владимира Алексеевича Троицкого. В 1913 году он принимает монашеский постриг с именем Иларион. Это был скорее весьма обдуманный шаг, нежели спонтанное событие, так как еще с юности он был склонен к монашеской жизни. Уже вскоре после пострига монаха Илариона рукополагают в иеродиакона и иеромонаха. Попутно с этим его назначают на административную должность – инспектором Московской духовной академии. Это назначение не совсем нравилось отцу Илариону, однако он, как и подобает монашествующему, безропотно принимает это назначение. Летом 1913 г. его возводят в сан архимандрита, так как это звание вполне соответствует занимаемой высокой должности. С этого времени начинается профессорская деятельность архимандрита Илариона, так как 5 декабря он утвержден Святейшим Синодом в должности профессора Московской духовной академии.

Одним из важнейших событий 1917 года был Поместный собор Русской Православной Церкви, который был открыт 15 августа. Отец Иларион был одним из легатов этого собора и выступал с докладом 23 октября при обсуждении вопроса о восстановлении патриаршества. Доклад архимандрита Илариона произвел большое впечатление на слушателей, которые вслед за ним склонились к необходимости возрождения Патриаршества. Можно даже сказать, что его речь была одной из решающей в этом вопросе. По воспоминаниям очевидцев отец Иларион не мог сдержать слез радости за богослужением, видя избрание святейшего патриарха Тихона на пост Предстоятеля Русской Православной Церкви(5).

Как известно послереволюционные годы в истории выдались нелегкими не только для государства, но и для Церкви. После избрания Предстоятелем патриарха Тихона (Белавина) архимандрит Иларион становится ближайшим помощником в его окружении. Пришедшие к власти большевики начали гонения на Церковь. Это гонения коснулись и отца Илариона, который был арестован в марте 1919 года. Местом заключения была Бутырская тюрьма. Причины ареста были не ясны, однако возможно предположить, что это было из-за критики советской власти или для того чтобы оказать давление на патриарха(7). С этого времени начался мученический путь отца Илариона. После своего первого заключения он освобождается через два месяца. Так же в это время прекращается его работа в академии, которую закрыли в летом 1919 г.

Следующим немаловажным событием в жизни пастыря было принятие епископского сана. После своего первого заключения в мае 1920 года он был наречен, а на следующий день рукоположен во «епископа Верейского», викария Московской епархии. Хиротонию возглавлял святейший патриарх Тихон (Белавин). Епископ Иларион назначается на должность настоятеля Сретенского монастыря. При этом он не мог проживать на территории монастыря так как тот был официально закрыт богоборческими властями. Преосвященнейший Иларион отличался своей скромностью и простотой. Как свидетельствует очевидец Н.П. Окунев, делавший записи в своем дневнике: «»На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион, не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается, в компании с 4-5 другими рядовыми монахами, а затем вышел в том же простом наряде на середину храма и проникновенно прочитал канон, не забывая подпевать хору в ирмосах» (8). Владыку Илариона, окружавшие его люди, описывали как человека Он молодого, жизнерадостного, всесторонне образованного, прекрасного церковного проповедника-оратора и певца, блестящего полемиста, всегда естественного, искреннего, открытого. Он был физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он был любимцем народа. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим» (9).

Следующий арест владыки был в течении одного месяца в Бутырской тюрьме из-за конфликта с советскими властями по поводу принесения Владимирской иконы Божией Матери на престольный монастырский праздник. Не проходит даже и нескольких лет после архиерейской хиротонии, как владыка вновь оказывается в ссылке за активную церковную деятельность. На сей раз в Архангельске. В этой ссылке епископ пребывает до 5 июля 1923 года. По возвращении из неё он возвращается в Сретенский монастырь, где в его отсутствии богослужения совершали обновленцы, угодные советской власти. Из-за этого ему даже пришлось переосвящать престолы. Спустя некоторое время его возводят в сан архиепископа. Противоборство архиепископа Илариона обновленческому расколу, который одобрялся советскими властями, не могло остаться незамеченным. Активная архиерейская деятельность: постоянные богослужения, рукоположения, проповеди, приемы людей вызывали серьезное беспокойство Московской чрезвычайной комиссии.  В результате чего архиепископа Илариона вновь отправляют в ссылку. Формулировкой ареста были слова: «распространение ложных слухов и агитацию против советской власти под религиозным флагом». Арест произошел в ночь на 16 ноября 1923 года.  А 7 декабря его приговорили к трем годам Соловецких лагерей. С этого времени владыка почти постоянно до своей смерти будет пребывать в заключении(10).

Советские власти стремились содержать в лагерях активных архиереев как можно дольше, постоянно создавая большие препятствия для их церковной деятельности. Исключением не был архиепископ Иларион. Когда его срок заключения подходил к концу ОГПУ принимает решение отправить его в Казахстан. Тяжелое время ссылки сказались на здоровье архиепископа. По дороге в ссылку высокопреосвященнейший владыка заболел тифом. Его направили на лечение в тюремную больницу Петрограда, где он скончался 28 декабря 1929 года от тяжелой и болезни. На момент смерти владыке было всего 43 года. Перед смертью он был напутствован Святых Христовых Тайн иеромонахом Никандром. После смерти священномученика советскими властями было запрещено его торжественное погребение. Запрещено было даже произнести надгробное слово, хотя народу собралось очень много: был заполнен весь храм и его близлежащая территория. Тело владыки было погребено на Новодевичьем кладбище(11).

Почитание священномученика Илариона (Троицкого) долго сохранялось в церковном сознании. Православные люди не могли забыть того молодого пламенного проповедника, яркого и живого человека, который перенес так много страданий за Христа и Церковь. В 1998 году в апреле на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад о причислении священномученика к лику новомучеников и исповедников Российских (12). 10 мая 1999 за торжественным богослужением в Сретенском монастыре святейший патриарх Алексий причислил к лику местночтимых святых священномученика Иллариона(13).

Библиография

  1. http://sazonow.ru/stati/717-data-i-mesto-rozhdeniya-svyashchennomuchenika-ilariona-verejskogo

2.http://www.pravoslavie.ru/70571.html

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Иларион_(Троицкий)

4.http://www.pravoslavie.ru/70571.html

5.http://www.pravoslavie.ru/70571.html

6.http://www.pravnov.ru/ilarion.htm

7.http://web.archive.org/web/20070929090622/www.rustrana.ru/article.php?nid=3482&sq=19,21,775,920,1032&crypt=

8.http://web.archive.org/web/20070929090622/www.rustrana.ru/article.php?nid=3482&sq=19,21,775,920,1032&crypt=

9.http://www.pravnov.ru/ilarion.htm

10.http://web.archive.org/web/20070929090622/www.rustrana.ru/article.php?nid=3482&sq=19,21,775,920,1032&crypt=

11.http://www.pravoslavie.ru/70571.html

12.https://mospat.ru/archive/1998/04/nr090481/

13.http://www.pravnov.ru/ilarion.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *