Четверг, 25 апреля
Shadow

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович)

Патриарх-Тихон«Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза»

            Патриарх Тихон

 

В тяжелейшие времена, когда нарушается обычная жизнь, когда кругом хаос, Бог посылает в этот мир Своих святых, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви.

В 1917 году Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником пути сохранения Русской церкви в чистоте Православия.

18 ноября Русская православная церковь чтит память святителя Тихона.

Происхождение, становление

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс Торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а далее в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 года.  Его товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.

После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. В 1891 году молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1894 года он — ректор Казанской духовной академии, и через три года (8 с половиной лет после выпуска из Петербургской академии) — уже епископ.

 

Архиерей

19 октября 1897 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Он стал самым молодым из современных ему иерархов Русской Православной Церкви.

С 1898 по 1907 годы он был епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900 года — Алеутским и Североамериканским). За эти годы он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них ― кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии Он организовал Миннеаполисскую духовную семинарию, приходские школы и приюты для детей. За Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия

После возвращения из Америки владыка Тихон возглавлял Ярославскую епархию. В Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности.  В 1914 году владыка был переведен на Виленскую кафедру. 24 января 1914 года святитель Тихон прибыл в Вильно (нынешний Вильнюс), в Свято-Духов монастырь. «Я сознаю всю трудность святительского служения в этом разноверном и разноплеменном крае, — обратился он к духовенству и мирянам, — и прошу у вас помощи в моем служении».

Уже в Литве святитель узнал о том, что жители Ярославля избрали его почетным гражданином своего города.

Два с половиной года провел святитель в Литве.                    

23 июня 1917 года архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

 

Патриарх

15 августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. На Собор съехались 576 делегатов. На нём были все епархиальные архиереи, а также представители от каждой епархии: по двое мирян и двое священников (всего 277 священно-церковно-служителей и 299 мирян), представители духовных учебных заведений, государственных и общественных учреждений, военного духовенства, выборные от армии, от монастырей.

Одним из главных вопросов, которые должен был решить Собор, был вопрос о восстановлении патриаршества в России

После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол apхиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона, ― как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго».

Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона И 18 ноября 1917 года на Всероссийском Соборе Русской Православной Церкви он был избран Патриархом Московским и Всея Руси.

Интронизация (возведение на Патриарший престол) состоялась 4 декабря 1917 года в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. не терпящим и не делающим ничего внешнего, показного. Но, Святейший Тихон был непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без реальных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя, голодом, гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям.

В октябре 1918 года святитель обращается с письмом к Совету народных комиссаров.

«Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год вы держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды…». «Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем мы наше слово увещания: отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11: 50), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26: 52)». Это письмо патриарха имело огромный резонанс в России и за рубежом. Оно распространялось в копиях и рукописях по всей стране, а за границей было напечатано на русском языке в пяти миллионах экземплярах и переведено на многие иностранные языки.

24 ноября на квартире патриарха был совершен обыск, а сам святитель подвергнут домашнему аресту

12 июля 1919 года на Патриарха Тихона было совершено покушение. При выходе его из храма Христа Спасителя некая женщина (позже говорили, что под женской одеждой скрывался мужчина) ударила святителя ножом. Патриарха спас кожаный пояс на подряснике, который смягчил удар. Но, о своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов к гибели ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия.

В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь … должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.). Он призывал всех верующих к защите Церкви: «… а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля … А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою …».

Святейший Тихон умолял православный народ «не сходить с пути крестного, ниспосланного Богом, на путь восхищения мирской силы», особо предостерегал чтобы не позволяли увлечь себя страстию отмщения. Служителям Церкви Патриарх напоминал, что они «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов» и не участвовать в политических партиях и выступлениях.

Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние.

Требование Патриарха не связывать Церковь ни с каким политическим движением, ни с каким образом правления в условиях ожесточенной войны не смогло отвести угроз в его адрес. Власти обвинили его в пособничестве белому движению и контрреволюционности.

В результате он был арестован и с мая 1922-го года по июнь 1923-го года находился в заточении в Донском монастыре. Теперь он находился под строжайшей охраной, ему запрещалось совершать богослужение. Только раз в сутки его выпускали на прогулку. Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и изымалась.

Жизнь Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение.

Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела».

Патриарх предпринимал шаги к установлению позитивных отношений между Церковью и новой властью. В воззвании Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 года говорится: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Преследуемый и больной, последний год своей жизни Патриарх Тихон неизменно служил по воскресным и праздничным дням.

23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную Литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Патриарх Тихон обладал даром прозорливости, он многим предсказал будущее. Сам же он верил, что воля Божия одна только может управить Церковью, она одна спасительна.

9 октября 1989 года Святитель Тихон был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Он стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

19 февраля 1992-го года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 7 апреля — день преставления; а также 9 октября — день прославления его в лике святых.

3 декабря 2007 года Святейший Патриарх Алексий II по представлению благословил внести в официальный месяцеслов ещё один день памяти святителя Тихона- 18 ноября — это дата избрания на Всероссийский Патриарший Престол. Этот день памяти Святителя особенно важен. Ведь 7 апреля — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и служба целиком посвящена этому празднику. 9 октября память Святителя Тихона совпадает с памятью апостола и евангелиста Иоанна Богослова.  Богослужение же 18 ноября может быть в основном обращено к святителю-исповеднику — Патриарху Тихону.

 

Св. Патриарх Тихон days.pravoslavie.ru

Святейший патриарх Тихон.portal-slovo.ru

Патриарх Тихон — воплощение церковного единства в России pravchelny.ru

СвятительТихон, Патриарх Московский и Всея Руси  www.xxc.ru

 

                       Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *