Четверг, 25 апреля
Shadow

Святой праведный Иов Многострадальный

«…единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состоит только в том, чтобы люди признавали себя виноватыми перед Богом, а потому неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей»

19 мая – память святого праведного Иова Многострадального. Этот человек жил задолго до пришествия Иисуса Христа в мир. Но о подвиге его веры не забыли и после Светлого Христова Воскресения.

История его жизни неизменно волнует умы и наших современников.

История Иова Многострадального таинственна и поучительна. Загадочно то, каким образом житие праведного аравийца, жившего во времена Авраамовы, но не принадлежавшего к богоизбранному народу, было включено в Ветхий Завет?

Ответ на ту таинственную загадку на самом деле прост: такова была Воля Божия.

Бог хотел показать, что в каждом народе был хотя бы один праведник, чтивший законы Творца

Книга Иова — это дошедший до нас через века опыт ветхозаветного праведника, который, пройдя через нелегкие жизненные испытания, на своем примере, осмысляя окружающую действительность, пытается расположить и ободрить каждого верующего к благочестивому образу жизни.

 

От славы и богатства к страданиям: жизнь праведника

Святой праведный Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. «Иов был праведным, имея не часть добродетели, а всю человеческую добродетель, целую и всеобъемлющую, не так, что от одного худого дела воздерживался, а другое – делал», – пишет о нем святитель Иоанн Златоуст.

Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем».

Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока

За свою справедливость и честность святой Иов был в почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.

В славе и богатстве прожил он 78 лет.

Но, вот попустил Господь —  и напали на Иова страшные несчастья: сначала погибло все богатство Иова, а потом сразу умерли все его дети.

И, тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал:

«Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Тогда попустил Господь, и сатана поразил Иова лютою проказою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял Иов себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его:«Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри».

Но, он сказал ей: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Однако он, зная, что праведен перед Богом, недоумевал, за что Господь поразил его такими несчастиями.

И тогда Бог явился ему в бурном вихре и укорил, потому что само желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснить, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — это дерзость. И видение Господа вполне вразумило Иова. И сказал Иов Господу: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено. Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И благословил Бог последние дни Иова больше, нежели прежние. И было у него семь сыновей и три дочери.

После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет и видел потомство свое до четвертого рода

Праведный Иов дает нам пример не привязываться к земному — к тому, что мы имеем. Это земное, которое, кажется, нам принадлежит является нашей привязанностью и не более того. И по слабости нашей сердце наше привязано более к земному, нежели к Богу.

И состоятельный и бедный человек имеют заботу в жизни, только первый занимается, как поступить со всем своим состоянием, а второй — как преодолеть бедность. То есть, и богатство, и бедность является крестом, через который Господь испытывает нашу любовь и верность Ему. Человек, который служит ближним от своего состояния «в Бога богатеет», и однажды Господь скажет ему: «Хорошо, раб, благой и верный, за то, что ты верный в малом, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа твоего».

 

О Промысле Божьем

Жизнь и страдания праведного Иова являются лучшим примером и свидетельством действия в мире Промысла Божия.

Преподобный Иоанн Дамаскин так излагает идеи учения о Промысле Божием: «Бог все предвидит, в том числе и то, что зависит от нас, но ничего не навязывает. Он не хочет, чтобы было зло, но и не принуждает к добродетели.

Все происходит по благоволению Божию или по попущению. По благоволению — то, что бесспорно добро, а по попущению — то, что бесспорно добром не является.

Часто Бог попускает и праведнику впадать в несчастья, чтобы показать другим скрытую в нем добродетель. Так было с Иовом.

Иногда Бог попускает святому терпеть зло, чтобы святой не отпал от правой совести или не впал в высокомерие по причине данных ему сил и благодати. Так было с апостолом Павлом (2 Кор. 12, 7).

Бог может оставлять человека на время для исправления другого, чтобы, глядя на него, другие вразумлялись. Так было, например, с Лазарем и богатым (См.Лк. 16, 19).

Еще Бог попускает кому – либо по страдать для возбуждения ревности в другом. Видя, как прославился пострадавший, и другие бесстрашно шли на страдания в надежде на будущую славу. Так было, например, с мучениками.

Иногда же Бог даже попускает человеку совершить постыдный поступок для исправления еще худшей страсти».

Таким образом, следуя святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварных существ, направляет их к благим целям, всякое добро поддерживает, а возникающее через удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям».

 «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:19-2)

 

Житие святого праведного и многострадального Иова simvol-veri.ru

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Смысл страданий Иова sedmitza.ru

Праведный Иов Многострадальный  borisov-spas.by

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *