Вторник, 23 апреля
Shadow

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

19 февраля день памяти святителя Фотия, Патриарха Константинопольского

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский родился около 820 года. Он был племянником патриарха святого Тарасия, т.е. по рождению принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон.

Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате.

Карьера его началась на государственной службе в самых высоких сферах; известно, что он путешествовал с дипломатической миссией ко двору арабского халифа.

Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними».

Дом Фотия в Константинополе был центром оживленной интеллектуальной жизни столицы. У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни – всей душой он стремился к иночеству.

 

Возведение на Константинопольскую кафедру

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия.

Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека, достойного занять первосвятительский престол.

И в 858 году Фотий, будучи мирянином, был возведен на патриарший трон, пройдя за шесть дней последовательно через все низшие степени священства от чтеца до епископа. В том, что мирянин был избран патриархом, не было ничего необычного – история знает много таких случаев (Тарасий, Никифор, Амвросий Медиоланский).

Между тем патриарх Игнатий и его многочисленные приверженцы энергично восстали против избрания Фотия; они отлучили от Церкви его и его сторонников и окружным посланием к восточным епископам и римскому папе оповестили христианский мир о несправедливости, какую потерпел Игнатий. В защиту Фотия император Михаил отправил в 859 году в Рим посольство с богатыми дарами, дабы получить от папы Николая признание Фотия в сане Константинопольского патриарха и предложить ему прислать в Константинополь своих послов для участия в намечающемся соборе.

Папа Николай, отличавшийся умом, твердым характером и гордым сознанием высокого значения папства, поступил высокомерно. Он отправил в Константинополь двух своих легатов с целью ознакомления с делом патриарха Игнатия.

В письме к императору Михаилу папа требовал тщательного расследования этого дела в присутствии низложенного патриарха, находившегося в ссылке, а в письме к Фотию отказывался признать его патриархом, пока не получит благоприятных известий от своих легатов. В то же время папа Николай, в духе папской политики, требовал, чтобы власть папы была восстановлена во всех областях, отнятых у римской церкви византийским императором Львом III.

Однако, на Константинопольском соборе 861года, где присутствовали 318 греческих епископов и два папских легата, патриарх Игнатий был формально низложен.

Папа Николай, узнав о ходе дел и то, что в Византии не обратили внимания на другие его требования, собрал в 863 году в Риме собственный собор, на котором отлучил от церкви и низложил Фотия, а Игнатия признал законным патриархом.

Византийское правительство, однако, продолжало поддерживать Фотия и со своей стороны энергично выступило против Рима.

Разгорелась открытая борьба между церковью восточною и западною.

 g4

Борьба церквей

В этой борьбе, получившей вскоре принципиальный и общий характер, восточная церковь стремилась отстоять свои права свободы и независимости от притязаний на господство и завоевательных стремлений римской церкви, а эта последняя и на востоке стремилась отвоевать себе новые права господства и власти, чего она уже отчасти достигла тогда на западе.

Но патриарх Фотий, отличавшийся высокопросвещенным умом и тонким политико-дипломатическим тактом, понял опасность, грозившую восточной церкви, и во всеоружии своей энциклопедической учености и государственной проницательности выступил на защиту православной Церкви.

В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году – святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке.

Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных.

Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании

В 867 году он созвал в Константинополе соборе, на котором присутствовало около тысячи епископов и представители всех восточных патриархов. На этом соборе были осуждены догматические и дисциплинарно-обрядовые нововведения римской церкви и особенно римское учение о Filioque, а папа Николай со всеми его сторонниками был отлучен от Церкви.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу

На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его…».

Во вторичное патриаршество Игнатия (867-878 г.) со стороны греческой Церкви были сделаны римской церкви некоторые уступки в духе требований папы Николая.

Но, когда, после смерти патриарха Игнатия 23 октября 878 года, патриаршую кафедру вновь занял Фотий, то он на соборе 879 года, в присутствии 383 епископов и папских легатов, достиг того, что был признан законным патриархом константинопольской церкви. Наряду с этим собор осудил постановления 869 года, направленные против Фотия и в пользу притязаний папства, приняв восточное учение об исхождении Святого Духа и признав за папой главенство только на западе.

При таких обстоятельствах, неминуемо должен был воспоследовать открытый разрыв между римской и восточной церквями. Формально он был приведен в исполнение папским легатом, кардиналом Марином, который объявил в 880 году в Константинополе, что Рим прекращает общение с Фотием; а папа Иоанн VIII отлучил его от церкви.

Преемники этого папы (Мартин II и Адриан III) держались того же направления, и борьба между восточной и западными церквами продолжалась.

Еще раз эта борьба была приостановлена, когда преемник императора Василия, Лев VI Мудрый, заставил знаменитого патриарха освободить кафедру для брата царя Стефана.

И в 886 году Фотий удалился в монастырь.

Святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.

Со смертью его начатое им дело защиты православной церкви от деспотических притязаний римской церкви не погибло, но продолжалось и закончилось отделением западной церкви от единства Церкви Вселенской в 1054 году.

 

Прославление

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры

Патриарх Фотий был величайшим светилом греческой учености и образованности. Имя его, как богослова, философа и вообще энциклопедически просвещенного мужа, всегда будет бессмертно, потому что в его многочисленных и разнообразных литературных трудах нашли своё выражение и отчасти завершение лучшие культурные идеалы византийско-восточной науки и блестяще отразился национальный эллинский гений целой эпохи средних веков.

В истории греко-восточной Церкви Константинопольский патриарх Фотий прославляется как «равноапостольный», как «великий вселенский учитель», как «чудо своего времени и веков последующих».

 

Патрология›Мейендорф odinblago.ru

Фотий Константинопольский drevo-info.ru

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский. patriarchia.ru

Святитель Фотий Константинопольский, патриарх azbyka.ru

Святоотеческое наследие – Святейший Фотий, патриарх. tvorenia.russportal.ru

 

                      Александр А. Соколовский

7 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *