Четверг, 28 марта
Shadow

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец

25 февраля празднуется память святителя Алексия — митрополита Киевского и всея Руси, Предстоятеля Русской Православной Церкви с 1354 по 1378 год, основателя московских монастырей: во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Московском кремле (Чудов монастырь) (1365) и Спаса Нерукотворного Образа на Яузе (Андроников, Спасо-Андроников) (1361), основоположника строительства каменного Московского кремля, воспитателя и наставника св. блгв. князя Дмитрия Донского и фактического правителя Московского княжества при трёх князьях.

 

Происхождение

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича.

Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и других. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его сыновей, нареченного — Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы. Уже в молодые годы Елевферий (в древнерусской транскрипции — Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству.

В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, который находился в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря.

Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он отличался аскетическим и воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование.

 

Служение

О молодом подвижнике узнали и за стенами монастыря. Московский князь Симеон Гордый (сын Ивана Калиты) и митрополит Феогност привлекли его к управлению Русской церковью. Алексей был назначен митрополичьим наместником в городе Владимире; именно его видел Феогност своим преемником на митрополичьей кафедре, и митрополита поддерживал в этом князь Семен. В таком качестве Алексей пробыл двенадцать лет и три месяца.

Незадолго до своей смерти, в декабре 1352 года, митрополит Феогност возвел Алексея в сан епископа города Владимира. Тогда же от имени митрополита и князя Симеона были отправлены послы в Константинополь, к патриарху, с просьбой поставить Алексея в митрополиты Киевские и всея Руси после смерти Феогноста. Послы вернулись на Русь с положительным ответом во второй половине 1353 года, но за время их отсутствия в Москве произошли трагические события. Начавшаяся эпидемия «черной смерти» (чумы) унесла жизни уже давно тяжело болевшего митрополита Феогноста, а также совершенно здоровых и полных сил великого князя Симеона, двух его сыновей и брата Андрея.

Московским князем (а затем и великим князем Владимирским) сделался последний брат Симеона князь Иоанн II Добрый. В своем завещании Симеон наказывал брату слушаться «отца нашего, владыку Алексея».

В том же году Алексей отправился за посвящением в Константинополь. Вероятно, он ехал через Орду, где получил ярлык от ханши Тайдулы.

В Константинополе Алексей провел около года.

30 июня 1354 года патриарх Филофей издал грамоту, которой утверждал его в сане митрополита Русского. Официально был подтвержден и давно свершившийся факт — перенесение резиденции русских митрополитов из Киева во Владимир (хотя именовался Алексей по-прежнему «митрополитом Киевским»).

В середине XIV века тяжелые времена переживала не только Русь, томившаяся под гнетом Орды, но и сама Орда, раздираемая противоречиями, и Византийская империя, в которой шла настоящая гражданская война. В этих условиях распалась и некогда единая Русская митрополия, земли которой давно уже поделили между собой княжества Северо-Восточной Руси, с одной стороны, и Литва и Польша, с другой. Начались церковные смуты и нестроения. Вскоре после отъезда Алексея в Константинополе был поставлен еще один митрополит на Русскую кафедру — некто Роман, сын тверского боярина и, по некоторым данным, родственник тверского князя, ставленник могущественного литовского князя Ольгерда, не желавшего, чтобы входившие в состав Великого княжества Литовского земли, населенные православными, подчинялись митрополиту из Москвы. Поставление Романа, вероятно, было совершено Константинопольским патриархом Каллистом, сменившим Филофея после отречения от власти императора Иоанна VI Кантакузина.

Распря с Романом вынудила Алексея осенью 1355 (по иным данным 1356) года вновь отправиться в Константинополь. Было решено, что Алексей останется митрополитом «всея Руси»; Роману же достались литовские (Полоцкая и Туровская) и волынские епархии. Но, это решение не удовлетворило Романа. Он пытался подчинить себе Киев, захватил Брянскую епархию, а в 1360 году даже приезжал в Тверь, вероятно, надеясь склонить на свою сторону тверских князей. Распри с Романом продолжались в течение нескольких последующих лет, до смерти Романа в 1362 году.

На обратном пути митрополита Алексея из Константинополя на Русь корабль попал на Черном море в жестокую бурю, так что все отчаялись уже спастись.

Святитель усердно молился Богу, причем дал обет: соорудить храм во имя того святого или того праздника, который будет праздноваться в день, когда он высадится на берег. Буря прекратилась, и путешественники благополучно достигли берега.

Впоследствии митрополит Алексей исполнил свое обещание: около 1360 года на берегу реки Яузы им был построен храм и монастырь во имя Спаса, Нерукотворного Его Образа (этот праздник отмечается 16 августа). В деле создания монастыря много участвовал преподобный Андроник, ученик святого Сергия Радонежского, ставший первым игуменом обители. По его имени монастырь получил название Спасо-Андроникова.

 Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России

Исцеление Тайдулы

Слава о святителе Алексии как великого молитвенника и чудотворца распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. Супруга хана татарского Джанибека Тайдула три года назад лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы он, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек заявил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Святой Алексий в данной ситуации глубоко задумался и помрачнел, считая это делом выше своих сил. Но князь и бояре стали умолять святителя не отказываться от опасного поручения.

Иного выхода не было, и он стал готовиться к отъезду. И в 1357 году святителю пришлось ехать в Орду.

В Успенском соборе в Кремле он с духовенства отслужил при раке чудотворца митрополита Петра молебен Божией Матери. И во время этого молебна сама собой загорелась свеча. Эту свечу святитель Алексий раздробил на маленькие части и раздал их присутствовавшим, прося их молитв, а из оставшейся у него части сделал небольшую свечу и взял ее с собой в опасный путь. Перед самым его приездом Тайдула увидела во сне, что ее исцеляют христианские священники в блестящих ризах, и, проснувшись, велела изготовить такие ризы. Хан встретил святителя с честью и ввел его к своей супруге.

Святитель облачился в поданную ему ризу, зажег чудотворную свечу, отслужил молебен и окропил Тайдулу святой водой. И чудо совершилось: она прозрела.

В ризнице Успенского собора до наших дней хранилось драгоценное кольцо, подарок благодарного хана святителю Алексию. А Тайдула подарила ему принадлежавший ей в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий основал Чудов монастырь в честь чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

 

Христианский политик

Великий князь Иоанн II умер молодым, и митрополит Алексий стал опекуном его наследника, восьмилетнего князя Димитрия (будущий вел, князь Димитрий Донской), и в то же время главой боярской думы, которая правила княжеством.

Таким образом, святитель фактически был главой не только Церкви, но и всего государства, явив собою яркий образец христианского политика. Основы его политики были следующими: мир с татарами (поскольку они, хотя и обложили завоеванную Русь данью, тогда не посягали на свободу Православия), борьба с латинским Западом (который стремился духовно подчинить себе Русь), концентрация всех национальных сил вокруг Москвы. В отстаивании русских национальных интересов митрополит был очень строг: так, за союз с Литвой, гибельный для русского дела, святитель Алексий даже отлучил от Церкви князей Тверского и Смоленского.

Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы.

Святитель Алексий предвидел, что по смерти его будут церковные нестроения, и, чтобы избежать их, хотел поставить во главе Церкви прп. Сергия Радонежского. Но смиренный подвижник решительно отказался. «От юности моей, владыко, я не был златоносцем», — сказал он. Святитель понял его и не стал настаивать. Но нестроения все же произошли и окончились только в 1390 году, с возведением на митрополичий престол святителя Киприана.

Скончался святитель Алексий в 1378 году и был погребен в Чудовом монастыре.

В 1929 году монастырь был разрушен. Мощи святителя Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 году, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.

 

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России.days.pravoslavie.ru

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России.www.sedmitza.ru

Святитель Алексий Московский www.azbyka.ru

Святитель Алексий Московский: www.pravmir.ru

 

                          Александр А. Соколовский

5 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *