Пятница, 29 марта
Shadow

Праведная София, княгиня Слуцкая

Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего

1 апреля день памяти Святой праведной Софии, княгини Слуцкой. Прошло более четырех столетий, с тех пор, как завершилась ее земная жизнь. Но и сегодня православные верующие, приходят в Минский Свято — Духов кафедральный собор, где покоятся ее нетленные мощи, чтобы помолиться и попросить заступничества, преисполниться верой, терпением и надеждой в своих делах и заботах.

Жизненный путь

Святая София родилась 1 мая 1585 года. Была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича от брака с Барбарою дочерью Николая Кишки. В младенчестве была крещена духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Слуцкой Свято-Варвариинской церкви. В младенчестве потеряла родителей: 6 мая 1586 года умер её отец, мать умерла в 1594 году.

Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния.

В течении нескольких лет умерли также дяди Софии — Александр и Ян-Симеон.  Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей.

Согласно завещанию София стала также и княгиней Копыльской. Таким образом она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой.

Опеку над ней взяли Ходкевичи, родственники по женской линии (бабка княжны Софии Юрьевны, мать Барбары, и жена Николая Кишки была урождённой Ходкевич).

Сначала девочку опекал Юрий Ходкевич, забравший её в Вильну. В это  время София  начинает обращаться к православной вере,  к святым книгам. Она подолгу беседует со священниками. Сохранились сведения об иконе, части родового наследства, которую княжна сохраняла при себе с самого младенчества: Покров Божией Матери (в богатой ризе). Позже эта икона сопровождала мощи святой. .

18 октября 1594 её опекун Юрий Ходкевич, находившийся в денежном долгу у Радзивиллов, с целью отделаться от долгов, договорился отдать Софью, единственную наследницу огромного состояния, замуж по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.

Княжне было тогда одиннадцать лет; и она считалась невестой Несвижского князя.

Была назначена дата бракосочетания— 6 февраля 1600 года, за неделю до заговения, как раз по достижении Софией совершеннолетия (пятнадцатилетия).

Позже, в виду смерти Юрия Ходкевича в 1595 году, новым опекуном Софии становится Иероним Ходкевич, виленский каштелян. Он так же подтверждает предыдущий договор с Радзивиллами.

Когда приближался срок брака княжны Софии с князем Янушем, противостояние двух родов увеличивалось, поскольку речь уже шла и о свадьбе, соглашение о которой было заключено под денежный залог, а у опекуна княжны Софии Юрьевны образовался огромный долг перед Радзивиллами. Ходкевичи не могли выплатить, а Радзивиллы не хотели прощать долг Войска Радзивилов приближались к Вильну Вся Литва ждала разрешения конфликта

Ситуация усугублялась тем, что до февраля 1600 года юная княжна призывает князя Януша Радзивилла к благочестию, не давая согласия на брак. Сохранились свидетельства об её отказе от 18 февраля 1600 года. Княжна указывает о доли родства между ею и Янушем Радзивиллом, о конфессиональной принадлежности (князь Януш протестант по крещению):

Приведенные слова княжна произнесла в момент, когда войско Радзивиллов стояло уже в самой Вильне.

До кровопролития, в которое было вовлечено около 20 000 человек, оставались часы.

Своей речью София старалась обелить Ходкевичей перед всей Литвой, высказывая в самый пик ситуации именно свою волю о браке, уповая на Господа, она пытается примерить враждующих.

И вдруг, случилось неожиданное — не знавший до того отступлений Кшиштоф Радзивилл отводит свои войска.

И, тогда, княжна София дает согласие на брак с Янушем.

И мир воцарился по всей Литве. Как пишут в житиях святой: «Во имя мира приняла Святая подвиг крестоношения в браке».

Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.

Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста

Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года.

В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку.  Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия. В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица.

Под кров княгини Софии Юрьевны, собирались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала храмы в дни их престольных праздников.

Вдобавок, Софья убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как Софья скончалась.

«Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…»

Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси.

Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии.  На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам

В 1604, 1608 годах супруги Радзивилы переносят горе: умирают в младенчестве их сын Николай и дочь Екатерина.

Сама же княгиня София умерла от родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень).

Её обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень.

Похоронили её в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с отцом князем Юрием Юрьевичичем.  На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».

Смерть супруги глубоко ранила мужа— князя Януша. И по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии.

Канонизация и почитание мощей

Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Её мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 году крестный ход с мощами святой спас город от холеры.

Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

Поначалу и дольше всего нетленные останки Праведной Софии Слуцкой почивали в Слуцком Троицком монастыре. Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма монастыря. В 1904 году они были перенесены зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма

21 февраля 1930 года специальная комиссия «совершила осмотр» мощей княгини Слуцкой. В выводах комиссия признавала отсутствие специального бальзамирования тел, а нетление обосновывала «типичным примером натуральной мумификации трупа». Затем мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ.

Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников, вероятно, по просьбе настоятеля Свято-Духового собора в Минске Жировицкого архимандрита Серафима (Шахмута) (и по разрешению оккупационных властей) мощи были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, хотя почти всю оккупацию оберегались из-за угрозы вывоза в Германию в подвале одного из частных домов Минска. После войны они вновь вернулись в Свято-Духов Собор. Сейчас мощи находятся открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска.

 

София Слуцкая http:hramlavrenty-svetoch.narod.ru

Праведная София Слуцкая azbyka.ru

Масленицына И. А. Богодзяж Н. К. София Слуцкая Изд. «Четыре четверти» 2012

                      Александр А. Соколовский

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *