«Он именовался всероссийским батюшкой»

Проповедь епископа Борисовского Вениамина произнесённая в день престольного праздника храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадского в исправительной колонии №14 посёлка Новосады.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Приветствую вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздничным днем, с храмовым днем.

Сегодня мы совершаем память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Великий угодник Божий, служение и образ жизни которого приводили в изумление россиян в конце XIX–начале XX веков. Он именовался всероссийским батюшкой. Люди его приглашали в свои дома, приглашали в города и веси, и он откликался на их призыв, ездил много по России, совершал молитвы. Порой бывало так, что люди присылали телеграммы, он молился у престола горячо и кратко и тут же давал ответ, что лучше этому человеку. И проходило время, приходили телеграммы, в которых свидетельствовалось о том, что именно в тот момент получил человек исцеление. И у нас в Беларуси также бывал отец Иоанн Кронштадтский. Совсем недавно, может, еще и пять лет не прошло, как почила одна раба Божья Нина, которая родилась слепой и жила в Гродно. И это было причиной большой скорби для ее родителей. Родители написали телеграмму отцу Иоанну Кронштадтскому, и потом, когда он проезжал в поезде мимо Гродно, во время остановки они как-то смогли приблизиться к нему. Он помолился, благословил их, и пятилетняя девочка вскоре получила исцеление. И когда она была уже почтенного возраста, мне доводилось с ней видеться, и она рассказывала эту трогательную историю.

Есть множество и других чудес, которые являл святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Его очень любил народ. И ходили к нему не только во время болезней, какой-то скорби душевной, — приходили и во время трудностей материальных, и он помогал. И порой бывало так: дадут ему в храме милостыню в пакете, он не глядя берет этот пакет и передает другому человеку. А тот, кто давал, говорит: «Батюшка, что вы делаете? Тут тысячи…». А он отвечает: «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века». Но при этом он не случайно это делал: он знал — Господь ему открывал, — кому именно подать вот этот дар, чтобы он пришелся ко времени и всё было богоугодно.

А начиналось служение отца Иоанна Кронштадтского с малого. Он с усердием молился в храме Божьем, видел скорбь людей, которые приходили в храм. Видел и то, что образ жизни их не всегда правильный: пьянство, разврат, воровство и так далее. Он посещал дома людей. Однажды во время такого посещения, один человек, которого потом эта встреча сильно потрясла и подвигла к переменам в жизни, рассказывал: «Однажды я пришел домой, как обычно немного навеселе, и сознавал, что нет у меня радостей в жизни и смысла нет в жизни, дома не всё благополучно и идти домой мне не хочется. Прихожу — смотрю: жена, детки, священник сидит, ребеночка моего держит на руках, ласково беседует с ними. Я сначала думал на него накричать: «Что ты тут делаешь?», — но потом смотрю, что он с большой любовью относится к моим детям. Я приостыл, и он начал со мной беседовать: «Слушай, как тебе здесь хорошо, у тебя рай здесь в доме. Детки — это такая радость, такое утешение». Так это коснулось моего сердца, и что-то перевернулось в нем. После этого я понял, что не буду ни выпивать, ни вести неправильный образ жизни, а буду уделять внимание семье, и в этом действительно есть для меня радость и смысл жизни».

Отца Иоанна Кронштадтского очень любили, ему дарили многие подарки. И не только деньгами, но и шубы жертвовали. Бывает, подарят ему шубу, а после он идет опять без шубы. Спрашивают: «Что такое, батюшка?» А он отвечает: «Отдал нуждающимся». Не смотрел: порой совсем нищему, убогому человеку отдаст норковую шубу дорогую, которую не всякий мог себе позволить носить. Потому что у батюшки была простота, было полное нестяжание. Может показаться, что у отца Иоанна жизнь была такая приятная, радостная. Нет, это только при поверхностном взгляде. Да, его любили и уважали, он имел все в жизни. Но, по сути дела, он порой был нищий, потому что и рубля не имел в кармане — всё это он раздавал. Другое то, что некоторые люди, которые подвластны были злой силе, ненавидели отца Иоанна. Потому что его образ жизни, его образ поступков был им не понятен и не приемлем. Он был обличительным для них, поэтому они воздвигали клевету на отца Иоанна Кронштадтского. И один великий угодник Божий, проповедник, известный на всю Россию, тоже живший в это время, — Иоанн Восторгов — с горечью писал о том, как он посещал отца Иоанна. То, что на него, как он писал, «воронье собралось, слетелось со всей России, и такого уважаемого человека, доброго пастыря они преследуют и клюют подобно воронам», а отец Иоанн Кронштадтский переносил это со смирением и терпением. И протоиерей Иоанн Восторгов, впоследствии священномученик, вместе с другими посещал, поддерживал отца Иоанна в этой скорби. Более того, злые люди причиняли и физическую боль отцу Иоанну и было на него совершено нападение. Но об этом особо не пишется в книгах, потому что обычно стараются не показывать эти трудные моменты жизни. И не всё даже будет понятно и правильно нами воспринято. Несомненно, у отца Иоанна были большие скорби, но он их преодолевал глубокой верой и смирением.

И в нынешнее время порой мы размышляем, что здесь, на этом месте, трудно находится без общения с близкими, родственниками. Это большое лишение для вас. Но как на это посмотреть. И не надо думать, что в местах заключения всё хорошо и всё так благополучно. Мы знаем, что люди, всё имеющие в своей жизни, порой тоскуют, унывают и даже отчаиваются и накладывают на себя руки. Святой отец Иоанн Кронштадтский при всем вот этом внешнем благополучии нес скорби, немалые скорби, особенно перед кончиной своей. И это, надо сказать, путь каждого человека, живущего на земле. И радость и полнота нашей жизни зависит не от того, где мы находимся, а от того, как мы живем, имеем ли мы общение с Богом.

В кондаке, который недавно пропел хор, говорится: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным». Это говорится о Христе, Который по воле Божьей, по замыслу Святой Троицы сошел на землю и здесь совершил дело искупления человеческого рода, пролив Свою честную кровь, и грех всего человеческого рода пригвоздил ко Кресту. Сын Божий страдал, страдал за грехи всего мира и указал нам путь на небо — этот путь указан для всех людей. И душа каждого после смерти также будет возноситься на небо в сопровождении Ангела-Хранителя. Так совершается с каждым человеком, но совершается невидимо в основном для всех людей. И только в исключительных случаях Господь открывает вот эту тайну: «Яже на земли соединив небесным», — то есть землю Господь соединил с небом, нет уже того разрыва, который был до прихода Христа Жизнодавца. Поэтому мы должны сознавать, что Господь разрушил это разделение. Он рядом с нами, и в евангельском повествовании говорится: «…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28. 20). Господь говорил так Своим ученикам, когда возносился на небо, говорил не только ученикам, но и нам. Мы тоже являемся Его учениками. Быть может, не всегда исправными, быть может, не всегда живущими в соответствии с евангельским учением, но мы — Его ученики и последователи, мы — христиане, мы носим на себе знак Христа. И когда человек будет осознавать, что рядом с ним Христос, и будет жить в соответствии с волей Божьей, то где бы он ни находился, ему будет хорошо. И мы имеем примеры житий святых, которые находились также в заключении. Это и апостол Павел, и множество новомучеников, исповедников Церкви нашей. Но они при всей трудности и там находили утешение в молитве и в общении с Богом. И на свободе, кто бы там ни находился в каких бы прекрасных условиях, если он не будет иметь общения с Богом, душа у него не будет спокойна. И только если человек уже совершенно безнадежно потерян для Царствия Божия, он может жить спокойно и беззаботно, потому что здесь, на земле, Господь дает ему все блага, тем самым воздавая ему за те добрые дела, которые он имел, и в то же время не оставляя ему никакой надежды, никакой радости и утешения для жизни будущей. Выбор делает каждый человек. Поэтому в этот день, когда мы размышляем и о святом Иоанне Кронштадтском, и о Вознесении Господа нашего на небо, будем стараться своими мыслями возноситься от временного, скоропроходящего, земного, от этой земной скорби на небо, где есть наше Отечество, куда нам надо стремиться. И сознавать, что не только Господь с нами, но с нами и святые угодники, которые несут свое послушание в Церкви и помогают нам в духовном совершенствовании и спасении душ наших.

С праздником! Божие благословение да пребудет с нами!»

Пресс-служба епископа Борисовского Вениамина

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY