«Наконец-то власть греха, которая довлела над всем человечеством, будет попрана, будет ослаблена»

7 апреля 2013 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Его Преосвященство епископ Борисовский Вениамин обратился с проповедью.

«С праздником, дорогие отцы, братья и сестры! С Днем, когда, по преданию церковному, благая весть была принесена не только Пресвятой Деве Богородице, что Ей надлежит зачать во чреве и родить Спасителя мира, благая весть каждому из нас о том, что наконец-то власть греха, которая довлела над всем человечеством, будет попрана, будет ослаблена, и люди смогут жить правильно и богоугодно, и грех прародительский, грех, который приносится в жизнь самими людьми, уже не будет тяготеть над ними.

Обратим внимание, что в этот день, когда мы вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы, мы также празднуем, по стечению церковного календаря, праздник Воздвижения Креста Господня. Этот же день является воскресным днем. Великая радость Благовещения, великая скорбь от воспоминания о распятии Христа на Кресте и таким образом совершении дела нашего спасения, и великая радость воспоминания о Воскресении Господнем. Три собралось воедино и тем самым обозначают всю полноту и суть спасения человеческого рода, которое было совершено предвечным советом Святой Троицы.

Мы вспоминаем о том, как проходило Благовещение, обращаем внимание, умиляемся тому, как Пречистая с благоговением и опаской принимает Благовестие Архангела Гавриила. Она боится прелести бесовской, Она боится того же искушения, которому были подвергнуты Её прародители в раю — Адам и Ева. Поэтому с великой осторожностью Она беседует с Архангелом, явившимся к Ней.

Обратим внимание, что первые люди прельстились и с большим желанием и охотой вкусили запретный плод, который нельзя было вкушать по повелению Божьему. Здесь же Пречистой возвещается, что Она будет Матерью Спасителя мира. Сколь это было вожделенно для каждой женщины того время! Пресвятая Дева Богородица имела желание быть хотя бы служанкой, хотя бы увидеть ту женщину, которая сподобится этой великой чести — быть Спасительницей мира. И вот, слыша это радостное Благовестие, Дева Мария не принимает его сразу. Она имеет великую осторожность и нас научает, как остерегаться прелести бесовской. И даже то, что нам кажется весьма желательно и похвально, нужно испытывать с молитвой, осторожностью и разбиранием того, есть ли в этом воля Божия. Далее обратим внимание: Пречистой Деве Богородице возвещается, казалось бы, невозможное человеческому разуму: Сын Божий, Сам Бог, Который не имеет ограничения ни во времени, ни в пространстве и Который создал этот видимый мир, благоволит вселиться в Её Пречистое Тело и там обитать. И Она, слыша вот это дивное и чудное, что Ей возвещалось Архангелом, и видя в этом волю Божию, смиренно отвечает: «Се, Раба Господня». Ибо истинное смирение заключается не только в том, что люди выполняют им посильное, соглашаются, смиряются, подчиняют свою волю воле Божественной. Истинное смирение заключается и в том, что люди, видя волю Божественную, порой берутся за превышающее их силы, уповая на помощь Божию и подчиняя свою волю, свой разум Божественному велению. Размышляя о Матери Божьей, мы славим Её многие добродетели, в которых Она превзошла всех людей, когда-либо живущих на земле. Это был Её личный труд, это было и наследие Её благочестивых предков, которое Она восприняла. И само человечество из поколения в поколение готовилось к тому, чтобы даровать Богу Сию Пречистую Деву Марию, достойную принять во чрево Свое Спасителя мира.

Ныне Крест Господень, на котором совершилось дело нашего спасения, находится в наших храмах, посредине их. И мы с любовью преклоняемся, лобызаем сие Пречистое Древо и вспоминаем о том, как еврейский народ, выходя из египетского плена и направляясь в землю обетованную, претерпевал великие трудности в пустыне: жара, зной, запас питания, который у них был с собой, с каждым днем уменьшался, пить не было откуда. Они пришли к некоторому источнику, зачерпнули с радостью, начали пить, а вода оказалась непригодной, потому что, видимо, рядом были залежи соли. И вот их путеводитель — пророк Моисей — по указанию Божьему взял дерево и опустил в источник, подержав его там некоторое время, и потом повелел народу опять зачерпнуть воду. И она, удивительное дело, стала пригодной для питья. И это было прообразом того, что Крест Господень дарует потом возможность людям освободиться от власти греха, очищать жизнь, услаждать её общением с Богом и даст возможность приобретать добродетель, которая делает нашу жизнь богоугодной. Соленая вода — это образ грехов, образ нестроений, скорбей, которые омрачают нашу жизнь. И человек, который не имеет возможности обратиться к Богу, не имеет живой веры, который не сознает Таинства Креста, Его силы, проходит жизнь вот с этим тяжким наследием. Но для того, кто укрепится в вере и постарается жить по ней, следуя Евангелию, следуя благой вести, возвещенной Деве Богородице, и благовестию, которое содержится в четырех Евангелиях, для того жизнь, те же самые обстоятельства становятся не столь трудными, тягостными. И даже в скорбях человек испытывает радость. И потом люди пишут книги: «Я полюбил страдание», — с таким названием, как и святитель Лука Войно-Ясенецкий, живший в совсем недавнее время и оставивший для нас свою книгу — завещание и наставление.

Будем же благодарить Господа за Его великие промыслительные и спасительные действия в этом мире, которые услаждают нас в наших горестях, дают радость, смысл жизни и надежду не только в сей жизни, но и в жизни будущего века. Аминь!»

 

Пресс-служба епископа Борисовского Вениамина

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY