Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря (по новому стилю) православные христиане нашей страны вместе со всем православным миром будут отмечать праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это один из главных праздников посвященных земной жизни Богородицы.

Сведения об этом празднике мы черпаем из Церковного Предания, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения. Из предания мы узнаем, что главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной.

Несколько слов необходимо сказать о родителях Девы Марии, праведных Иоакиме и Анне. Это были люди благочестивые, известные своим смирением, милосердием и любовью к Богу и к людям. Иоаким и Анна дожили до глубокой старости, но детей так и не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Родители даже дали обещание, что, если у них родится младенец, они обязательно посвятят его на служение Богу.

Терпение родителей было вознаграждено Богом. За их великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что в переводе с еврейского означает «госпожа», «надежда».

До трехлетнего возраста Мария жила с родителями. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место – в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Обещание Иоакима и Анны – посвятить свою дочь Богу – стало известно в Иерусалиме, поэтому, когда пришло время выполнить обет, к дому праведных родителей собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии.

 Шествие к храму было торжественным. Под пение псалмов Марию сопровождали ее сверстницы, несущие в руках зажженные свечи. Когда же идущие приблизились к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником.

К крыльцу храма вело 15 ступеней. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария без всякой помощи взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. После чего произошло событие, которого до этого никогда не было. По наитию Святого Духа первосвященник Захария ввел Марию во Святая Святых. Место священное. Место, в которое никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то – лишь однажды в год. Дух Святый внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется богослужебном песнопении праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».

Исполнив свой обет, праведные родители возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию; много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивою, во всем покорною Богу, необычайно скромною и трудолюбивою. Пресвятая Мария решила посвятить всю свою жизнь только одному Богу. Для этого Она дала обет никогда не выходить замуж, то есть навсегда остаться Девою. А когда, по достижению определенного возраста, пришло время покидать храм, Деву Марию обручили престарелому Иосифу, родственнику ее родителей, который стал хранителем данного Марией обета.

Со временем событие Введения во Храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви. Первые указания на совершение праздника находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Исследователи считают, его появление данного праздника связано с деятельностью св. Императора Юстиниана Великого. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством и было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.

Примерно с VIII века о празднике упоминается в некоторых месяцесловах, из которых видно, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. А к XIV веку праздник Введения окончательно вошел в число двунадесятых праздников и отмечается ныне 4 декабря по новому стилю.

Как и любой другой праздник, Введение во храм Пресвятой Богородицы несет для нах духовный смысл, который открыт нам в тропаре, кратком песнопении, праздника Введения: «В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает». Здесь говорится о том, что Введение во храм стало безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христа, которое явило людям благоволение Божие, послужило для них спасением и осуществлением всего домостроительства Творца в отношении человеческого рода. Это день, в который начали осуществляться пророчества о нашем спасении. Введение Богородицы в «Святая святых» – это начало человеческого спасения, а Младенец Мария – непосредственная его участница.

Кроме этого, данный праздник напоминает христианам о пользе и необходимости посещать храм Божий, как дом Божий, и место нашего воспитания для Небесного Отечества.

Блаженный Августин сказал как-то: «Ты создал нас для Себя, Господи, и не успокоится сердце наше, пока не соединится с Тобою». Человеческая душа непрестанно ищет встречи с Господом, ищет соединения с Ним. Но и Господь ищет той же встречи с каждой человеческой душой, потому что любит ее. И Бог не прячется от человека, а напротив – облегчает ему поиск, Сам указывает ему место встречи – храм Божий. Место, где присутствие Божие обнаруживается с особой неизменной силою. Ибо в храме Божием, по мысли праведного Иоанна Кронштадтского, «витает дух небесный, неземной; здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане; здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника Иисуса Христа и Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и питье небесное, и одеяние духовное, небесное, и духовное всеоружие против врагов спасения; здесь получаете и мир пренебесный, столько необходимый в духовных наших занятиях, в духовном нашем воспитании и силы для духовных трудов и борьбы с грехом. Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим Небесным и с Пречистой Царицей Богородицей, с ангелами Господними и святыми, научаемся, как и о чем молиться. Здесь найдете примеры всех добродетелей христианских в ежедневно прославляемых Церковью святых. Здесь, собираясь вместе в дом Божий, как дети одного Отца Небесного, как члены таинственного тела Христова, мы научаемся любить друг друга, как член члена, как члены Христовы, как Самого Христа»[1].

Священник Алексей Савко.

[1] Цит.по. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/291

Похожие записи:


Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY