Пятница, 19 апреля
Shadow

Великий Пост

История установления поста восходит ко временам сотворения человека. Заповедь о посте Господь дал людям ещё в раю: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17).  В Новом Завете пост предстаёт как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21).

Господь Иисус Христос Сам постился сорок дней и во время Своей спасительной проповеди Евангелия и заповедал: «…когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17).

По слову святителя Василий Великого: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело».

Установление Великого поста

Правила, традиции и сроки проведения Великого поста формировались в течение нескольких столетий. Уже во II — III вв. в ночь перед Пасхой совершался пост в воспоминание Христовых Страстей, который заканчивался на рассвете перед Таинством Евхаристии. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Он мог продолжаться от 40 часов до семи дней. В течение 40-часового поста ранние христиане полностью воздерживались от пищи. Позднее, во второй половине III и в IV в. встречаются упоминания о 40-дневном посте. Возможно, изначально он не был связан с Пасхой, а проводился после Богоявления как воспоминание 40-дневного поста Спасителя в пустыне и лишь позднее стал предпасхальным постом.

Еще один предшественник Великого поста предкрещальный пост. После II в. cтановится распространенной традиция принимать Крещение в Пасхальную ночь. Обязательной частью подготовки к Таинству являлся пост. Вероятно, с течением времени пост перед Крещением и предпасхальный пост объединились в один.

Святитель Афанасий Великий (ок.298-373) в своем втором пасхальном послании конкретно указывает на 40-дневный пост как на пост, предваряющий праздник Пасхи. Святитель включил в него и Страстную седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за шесть недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока.

Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV- начале V вв. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был не одинаков, различалась и сама традиция проведения поста.

69-м Апостольским правилом была провозглашена окончательная обязательность соблюдения поста всеми христианами: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу (40 дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».

недели поста

Содержание Великого Поста

Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на части:

Четыредесятница — 40 дней, Лазарева Суббота — 1 день, Вход Господень в Иерусалим — 1 день, Страстная Неделя — 6 дней

Святая Четыредесятница

Чистый понедельник — 14 марта — начало Великого поста.

Первые четыре дня Великого поста (с понедельника по четверг- 14 марта – 17 марта) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского.  Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина.

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста — 20 марта —  совершается чин Торжества Православия, установленный при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания Святых Икон.

Во второе воскресенье Великого поста — 27 марта —  совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.

В третье воскресенье Великого поста — 3 апреля — выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «Крестопоклонными».

Среда четвертой Крестопоклонной недели называется «преполовением» Святой Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).

В четвёртое воскресенье — 10 апреля —  вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу (лестницу), как порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг — 14 апреля — на пятой неделе совершается Стояние Св. Марии Египетской. На службе читается житие святой. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского полностью.

В субботу — 16 апреля — на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». На службе читается великий акафист Богородице.

Неделя 5-я Великого поста-  17 апреля — Преподобной Марии Египетской. Жизнь святой. Марии Египетской, прежде великой грешницы, служит для всех примером истинного покаяния и убеждает всех в неизреченном милосердии Божьем.

Неделя 6-я Великого поста, иначе – «седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 18 апреля – 23 апреля.

В пятницу седмицы ваий -22апреля — окончание Святой четыредесяятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполезную совершив Четыредесяятницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Лазарева суббота — 23 апреля — воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря.

Вход Госпоодень в Иерусалим -24 апреля. Недееля ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Вербное воскресенье.

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа — 25 апреля – 30 апреля.

В самую строгую седмицу поста вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть, погребение. Каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманпю. на Голгофу, в жизнь вечную.

Великий Понедельник — 25 апреля. В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо — символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди.

Великий Вторник — 26 апреля. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде.

Великая Среда- 27 апреля.  В этот день вспоминается великое падение, когда один из близких учеников Господа Иуда Искариот предает Спасителя, сам выбирая участь «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом одевается».  После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме, кроме поклонов у Святой Плащаницы.

Великий Четверток — 28 апреля. Воспоминание Тайной Вечери. Именно в этот день Господь установил спасительное для нас Таинство Святого Причащения. Православные христиане в этот день стараются приобщиться Святых Христовых Тайн. В этот же день в Гефсимании Христос был предан в руки грешников. На богослужении читают 12 Страстных Евангелий: о взятии Спасителя под стражу, неправедном суде над Ним, Его пути на Голгофу и распятии.

Великий Пяток —  29 апреля.   В этот день вспоминаются события ареста Господа и неправедный суд, Его распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа. Утром богослужение Царских Часов. День великой скорби и строгого поста (до выноса Плащаницы полное неядение).

Великая Суббота — 30 апреля. Святая Церковь вспоминает погребение Спасителя и пребывание Его во гробе телом, сошествие во ад душою и сокрушение царства зла, освобождение душ праведных.

Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг.

пост

О питании в пост

Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства — мера «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать. Именно поэтому самоограничение, самоотвержение и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и само человеческое совершенство. Все призваны по силе своей стараться соответствовать требованиям высоких православных критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати. И достигающие сего, хотя и исполняют все повеленное, никогда не превозносятся, но исповедуют, что они — рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Всем, согласно православному восприятию духовной жизни, необходимо не оставлять доброго подвига поста, но, и допуская послабления, полагаться на милость Божию в самоукорении и осознании своего недостоинства, ибо православная духовная жизнь недостижима без духовного подвига поста.

К правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом, например, только в первую неделю поста и в страстную седмицу.

Первая и последняя недели Великого Поста отличаются своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.

В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, елей и вино.

В праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — разрешается рыба, елей и вино.

Великая Пятница — день строгого поста. Кому это трудно, то они ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.

По праздникам, которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например, по субботам и воскресеньям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино, а на Благовещение позволяется рыба.

В христианском понимании по слову святителя Феофана Затворника:» «Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

https://youtu.be/pT7VXZ35C8o

Материал подготовил Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *